humanscan@yandex.ru

Пишите письма и задавайте вопросы

Как стать самостоятельным человеком?

Интересное исследование проводила  доцент кафедры политической психологии СПБГУ,  Свешникова Н. О.  среди студенчества городов  Москвы, Санкт-Петербурга и Таганрога. Исследование было посвящено ценностным ориентирам современной молодежи. Я здесь приведу наиболее интересные, с моей точки зрения, данные.  Вот к каким выводам пришли исследователи:

  1. Если молодые люди, которые в настоящем себя четко позиционируют, (например «я студент», «я школьник», «я гоблин»),  но в будущем не могут себя определить ни с точки зрения профессии,  ни с точки зрения статуса. У  молодых людей в представлениях отсутствует  будущее.
  2. Отмечена высокая значимость знакомств для создания комфортных условий собственной жизни, а также страх перед самостоятельной деятельностью.
  3. Трудности в самостоятельном создании комфортной жизни ввиду препятствий в современной бюрократической системе.
  4. Молодые люди предпочитают ценности, более характерные для СССР: распределение после университета, гарантии медицинского обслуживания, социальное обеспечение.
  5. 40% молодежи выразило четкое желание, чтобы государство о них заботилось. Проявляется очень яркая патерналистская позиция. Стремление сбросить ответственность за свою жизнь.
  6. Интересный факт.  Сейчас молодежь делиться на два лагеря – одни реально самостоятельны, и чего-то хотят; другие хотят использовать личные  связи, родителей для достижения каких-то высот.

Получается, одна половина смотрит на мир через розовые очки – они считают, что ничего от них не зависит, и целиком полагаются на мудрость течения нашей жизни. У них преобладает строгий расчет на Божий замысел. Это позиция иждивенчества — меня должно обеспечить государство, мне помогут родственники, все сложится как-то само собой.

Другой лагерь — это достигаторы. Они ориентированы на самореализацию. Считают, что нельзя надеяться на помощь извне. Добиваться нужно всего самостоятельно. Это творцы своей жизни. Такая молодежь в будущем станет элитой нашего общества.

В плену иллюзий.

Молодежь в розовых очках стремятся избежать всех проблем, которые сулит осознанная, самостоятельная жизнь. Да,  когда вы начнете считать, что все зависит от вас, встанут некоторые проблемы. Например, самоопределения, постановки целей в жизни, осознание своих ценностей, понимание своей миссии. Далее нужно делать шаги для реализации этих замыслов. Это страшно! На первый взгляд.  А когда страшно, но нет способа преодолеть страхи или изменить ситуацию, возникает стресс, в ответ на который формируется психологическая защита в виде иллюзий. Иллюзия это средство снятия психических и физических последствий стресса.

Хорошо этот явление иллюстрирует Стокгольмский синдром.  Этот синдром наблюдался у заложников, когда они находились в плену у террористов. Пленные  постепенно начинали принимать сторону захватчиков. Они вдруг начинали считать, что агрессоры не виноваты, что они хорошие и  захват это их вынужденная мера. А плохие все те, кто преследует этих террористов. Также, когда и  ты в плену своей ограниченности взглядов,  неопределенности – у тебя формируются определенного рода иллюзии. Ты находишься  в опасности бездействия, безынициативности. Ты не управляешь своей жизнью.

Послушайте свою аргументацию в ответ на эти слова. Какие аргументы приходят на ум в пользу того, чтобы оставить все на своих местах. Если кто-то вам рассказывает об опасности, то подобно заложникам, вы начинаете оправдывать своих захватчиков – лень, безынициативность. Уже не сам захватчик воспринимается как угроза, а тот человек который пытается вас предупредить. Предупреждающий сам воспринимается, как угроза, его обвиняют в запугивании.

Постижение самостоятельности.

Как я уже говорил, у многих сейчас преобладает детское отношение к жизни.  Как будто и нет вовсе никаких проблем Как будто это все игра. Это можно заметить в себе, можно увидеть в других.  Но мы не в игре, а в реальной жизни и ситуация часто не в нашу пользу. И если вы не будете влиять на ситуацию,  то обстоятельства со временем вас задушат. Нужно становиться взрослым, а это предполагает серьезность и ответственность.

Для  этого начните относиться более адекватно к жизни. Сами ставьте себя в ситуации, когда нужно вести себя ответственно. Решайте проблемы, которые перед вами стоят. Именно решайте, а не пускайте на самотек. Научитесь критически и самостоятельно мыслить.

В давние времена проблема самостоятельности мышления и действий у детей в процессе взросления решалась путем перехода от женской половины к мужской. Когда ребенок на женской стороне, он получает безусловное принятие, поддержку, заботу, ласку. Как только он попадает на мужскую сторону, ему говорят «Действую, как знаешь, теперь ты сам за себя». И он учился жить в мире мужчин –  в мире конкуренции и противостояния.

Теперь модель семьи не гарантирует такого перехода. В жизни ребенка в семье из года в год ничего не меняется. Родители ходят за ним  и в детском саду и в школе и в университете. Ему неоткуда брать модели самостоятельного мышления и действий.

К сожалению, часто,  даже наши отцы не демонстрируют нам такого примера. И вне семьи нет  больше социальных институтов, которые бы могли способствовать избавлению от детского подхода к жизни. Приходится самому культивировать в себе самостоятельное поведение.

Первый шаг.

Инфантилизм у молодежи  проявляется в такой черте как — не детальность мышления. Умение детализировать — первый шаг к взрослому поведению!

Начните размышлять о своих текущих проблемах в таком ключе — как мне самому решить эту проблему? Что и когда нужно сделать? Как это сделать? Что мне нужно ументь, чтобы выполнить задачу? Сколько потребуется времени? Нужна ли помощь других людей?Ищите ответы и действуйте. Это лучшая тренировка. Полагаться на себя — это тот навык, который пригодиться в жизни каждому.

Второй шаг.

Нужно понимать как устроен человек и какие внутренние причины ограничивают возможности социального успеха. Необходимо повышать уровень базовой уверенности в себе. Необходимо понимать как устроены вы сами и люди вокруг вас. Для этого рекомендую ознакомиться с разделом «Понять природу человека«.