Странно, что такой вопрос возникает в школе или институте. Это явный показатель что, в системе образования что-то не так. Ведь мы учимся с младенчества. Мы не задумываемся над этим вопросом, если что-то очень интересно. Например, ребенок узнал о компьютерной игре. Ему хочется научиться в неё играть, но перед этим предстоит: найти её в интернете, скачать, установить, освоить правила и управление. Он учится, потому что хочет поиграть — это прикольно. Сейчас дети 2-3 лет легко осваивают любые гаджеты. Не приходится долго учить, объяснять для чего это нужно, их самих тянет.
В людях заложена естественная тяга ко всему новому — желание постоянно разгадывать и изучать мир. Когда-то мы мучили родителей бесконечными вопросами «почему?», а потом научились искать ответы в книгах и интернете.
С тех пор ничего не поменялось — учатся, чтобы узнавать новое. Это заложено природой. Появляется желание чем-то заняться, а для этого нужно узнать, как это делать, чтобы потом попробовать сделать самому. Сделал — понравилось — продолжаешь. Так появляется хобби. Что-то делается ради самого процесса, потому что нравится. Надоело — бросил. Увидел новенькое, опять учишься и делаешь. С взрослением область интересов расширяется, накапливается опыт. Уже можно подумать — «что полезно людям из того, что я умею, за что готовы платить?».
Для каждого человека важно быть нужным другим людям. Со временем человек находит одно или несколько дел. Из них он делает профессию и со временем превращается в классного специалиста — приносит пользу и получает удовольствие от деятельности. В этом заключается счастье. На полезное дело обязательно приходят деньги — это закон жизни для каждого, кто занимается любимым делом.
Если не задумываться над будущим, то напрашиваются простые ответы. Учиться нужно, чтобы много знать; чтобы были хорошие оценки и родители гордились; чтобы поступить в институт; чтобы после института взяли на работу. Если прилежно учишься, будешь много зарабатывать — так нас запрограммировали.
Но нужны ли высокие баллы в аттестате и дипломе? Школьники и студенты видят явную ложь — от того, на какие оценки учишься, не зависит, станешь ли в дальнейшем успешным, устроишься ли на хорошую работу.
Образование необходимо, но в школе и университете прикладных знаний не получить, так как системы обучения не успевают за развитием общества и экономики. Поэтому стоит делать ставку на самообразование. Если будете мало уделять времени урокам, но тратить его на другие интересные занятия, скорее всего, будет конфликт с родителями и учителями. Зато попробуете себя в разных сферах. К старшим классом уже примерно поймете свои интересы в жизни. Ценой самоопределения может стать аттестат с тройками, но потом втройне окупится.
А если все время зубрить уроки — времени задумываться о своих интересах не будет. Чтобы стать отличником нужно выполнять все, что велит учитель, дополнительно заниматься с репетиторами. Потом нужно поступить в институт, чтобы и там заниматься зубрежкой. Вы будете учиться не для того чтобы что-то узнать, а для того чтобы сдать экзамен на высокий бал. В результате баллы высокие, но ничего не умеете и не знаете.
Учителя продолжают учить молодых людей по устаревшим программам, написанным для времён индустриализации СССР, не задумываясь о пользе знаний в реальной экономике, не объясняя как именно пригодятся знания в жизни. Мир изменился, а система не успела обновиться. Поэтому вера в то, что школа и вузы дают настоящее образование, принесет больше вреда. Учиться хорошо нужно, но тому, что вам интересно.
Ищите себя с детства, пробуйте больше — проживете счастливую, интересую жизнь.
Максим Васильченко,
психолог, графолог
[product2]