Как сделать правильный выбор своего жизненного пути, если вы ничего не видели в жизни, мало что пробовали; в школе ничем особенно не увлекались, на кружки и секции не ходили. Кажется, что нет никаких интересов. Как выбирать в таком случае?

В этой статье предлагаю ознакомиться со стратегиями выбора выпускников старших классов. Эти способы чаще приводят к разочарованию, поэтому не советую повторять ошибки сотен тысяч людей.

Когда я поступил на первый курс университета и начал знакомиться с однокурсниками, каждого спрашивал: «Почему решил сюда поступать?» «Ты сам выбрал?». Услышал очень разные ответы. Удивительно было узнать, что большинство не хотело поступать на эту специальность. У каждого одногруппника было желание поступить в тот или иной вуз, на определенный факультет, но планы не сбылись. В итоге пошли учиться, где прошли по баллам ЕГЭ.

Получилось, что один сознательно выбрал вуз, факультет и специальность. Я не хвалюсь, мол, один такой сознательный. Я поступал на первый курс в 21 год. За плечами уже был 1 год в ПТУ, 3 курса военного училища и армия. У меня было много времени, чтобы обдумать выбор. На 3 курсе военного института понял, что пошел не по призванию, что инженерное дело не подходит. Отчислился и отправился думать о дальнейшей жизни в армию. Во время службы, четко определился с вузом и специальностью.

Вернусь к разговорам со студентами-первокурсниками. Я учился в медицинском университете, поэтому на темы выбора общался с будущими клиническими психологами, педиатрами, лечебниками, фармацевтами, биохимиками, биофизиками и стоматологами.

Как же студенты-медики выбирали специальность. На лечебный и педиатрический факультет многие поступили, чтобы помогать людям. Ничего удивительного. Тогда еще не было сериала «Интерны» и «Доктор Хаус» и быть врачом не было просто модно и прикольно. Большинство шло сознательно. Кто-то продолжал династию врачей, у кого-то желание исходило из травмирующего опыта — умер родственник или в семье был тяжелобольной, которому никто не мог помочь. Молодой человек как бы хотел исправить это и шел в медицину.

На стоматологов поступали в большинстве ребята с Кавказа. Стоматология — факультет с самым большим конкурсом. Считается очень денежной профессией. Это пример выбора с расчетом на высокооплачиваемую работу в будущем или на престижность профессии.

На фармацевтический факультет поступали в основном случайно, т. к. не добрали баллы на желаемый факультет. В итоге с курса на факультете, хотя бы на среднем уровне химию знали от силы 15-20% студентов. В группе это 4-5 человек. Сложно, не испытывая любви к химии, изучать ее пять лет подряд. То же самое на других непопулярных факультетах — учились ребята, которые не добрали баллы туда, куда хотели. Естественно, что мало кто потом пошел работать по специальности.

Далее, способы которыми поделились студенты из других университетов. Еще один подход к выбору профессии — метод исключения. Будущий студент думает «Так, экономистом быть не хочу, спортсменом не хочу, юрист — скучно…. Что там осталось? Во… буду психологом!» Иногда можно не разочароваться, выбирая таким образом. Но чаще оказывается, что молодой человек плохо представлял содержание будущей профессии, поэтому попал в университет на специальность, учиться на которую не хочется.

Еще один вариант, к которому прибегают — спросить совет у родственников. Некоторым даже спрашивать не приходилось. За них давно решили, что после школы пойдут в военные, юристы, программисты, нефтяники. Родители считают, что лучше знают, какая работа в будущем будет высокооплачиваемой и востребованной.

Бывает, что выбирают институт, который ближе к дому. Зато нет утомительной дороги и вставать рано не нужно.

Некоторые отталкиваются исключительно от финансов — где дешевле или лишь бы на бюджет, — без разницы, что за специальность. Если родители готовы платить, то шли туда, где учиться престижнее всего — ВШЭ, МГУ, МГИМО.

Если хотели уехать, поступали на иностранные языки. Например, девушки, рассчитывающие на замужество с иностранным гражданином, выбирали соответствующий стране язык.

Творческие личности, естественно, выбирали университет, где есть возможность самовыражаться. Но только если родители не были против, или если не внушили, что будучи музыкантом, актером, художником — обязательно станут нищими.

Так какой же правильный принцип выбора профессии?

Если не знаете куда идти, лучше никуда не поступать. И время, и родительские деньги сэкономите. Но только если время не будет потрачено впустую.

А сейчас вредный совет для тех, кто не принимает самостоятельных решений. Мама с папой вряд ли одобрят решение никуда не поступать, хоть в какой-то вуз да засунут. Лишь бы не болтались просто так.

Если совсем не знаете чем хотите заниматься, лучше идти в непопулярный университет на гуманитарную специальность, где не будут напрягать по учебе — таких вузов еще хватает. Там можно не появляться полгода, а потом приходить и все сдавать за неделю. Зато у вас будет много свободного времени поискать хобби, чтобы попробовать себя в новом деле. Полезно с первых курсов идти работать, хоть куда, главное жизненный опыт получить. Будете общаться с людьми, послушаете жизненные истории. Расширите кругозор, узнаете, чем вообще люди в жизни занимаются. Возможно, вам подойдет дело, которому еще не обучают в Вузах.

Трудно определиться именно потому, что еще мало чем занимались. Чтобы понять интересы, многое нужно попробовать. Если пойдете наугад, а еще и туда, где тяжело учиться — погрязнете в учебной рутине, не будет времени поднять голову и оглядеться. На студентах-медиках это хорошо видно. На первые три курса многие выпадают из жизни, у них даже книжку почитать времени нет.

Люди не довольные своей работой становятся циничными, раздражительными, часто теряют энтузиазм. У них снижается самооценка. Вас это тоже ожидает в будущем, если не сделаете сознательный выбор. Переложите ответственность на других, — потеряете время, которое пригодно для обучения. Станете несчастным, раздраженным, унылым человеком, а такие мало кому нравятся.

Пробуйте как можно больше, находите себе интересные занятия, тусуйтесь, общайтесь с интересными людьми. Ищите и обязательно найдете. То время, которое используете для поиска нельзя считать потерянным. Потеря времени считается с того момента, когда поняли, что занимаетесь не своим делом, но продолжаете по инерции.

Вывод:

Выбирайте место учебы с учетом личных особенностей и интересов. Те, кто поступают ради корочки — всегда мучаются.

Максим Васильченко,
психолог, графолог

[product2]