У меня периодически бывает такое состояние, когда я не могу заставить себя что-то делать. Например, на момент написания этой статьи (2014 год), мне нужно писать диплом, делать какие-то задания по учебе, но я не могу. Я не могу заставить себя учиться. И я не одинок в этой проблеме. У вас ведь тоже такое часто бывает. А может быть это ваше постоянное состояние?
Как я решаю эту проблему? У меня есть соображения на этот счет. Очень хорошие мысли я почерпнул у знаменитого врача и психотерапевта В.В. Леви, прочитать можно в статье «Слабоволие как предрассудок». Но мое повествование не о силе воли.
Итак, какие бывают причины нежелания изучать материал.
1 причина. Когда передо мной стоит какая-то задача, и я не могу заставить себя начать ее выполнять, я задумываюсь — зачем мне это надо? Действительно ли мне нужно делать это? Следует пояснить, что значит «мне нужно». Здесь я имею в виду, сам ли я поставил перед собой эту задачу? Мне это нужно выполнить для своей пользы или эта задача пришла извне, т. е. мне ее навязали?
Изучение учебника по какому-то предмету, — это не моя личная цель и задача. Я люблю учиться, люблю читать и размышлять, но я предпочитаю сам выбирать материал и удобное для изучения время. Я люблю заниматься, тем, что мне действительно интересно в данный момент. Это и есть моя учеба.
Когда мне нужно выполнять задание учителя или преподавателя, то получается, что он навязывает, что я должен изучить в поставленные сроки. Эта ситуация и вызывает состояние, – мной управляют, я не свободен — отстаньте от меня, ничего не хочу — защитная реакция. Откуда появится энтузиазм изучать что-то?
Конечно, случается, что выпадает тема, которая интересна и изучение идет как на собственном интересе, но большую часть времени приходится себя заставлять.
Мой вывод: это состояние будет сопровождать меня большую часть всего времени обучения. Если мой организм негативно реагирует на принуждаете системы образования — зачем я буду заниматься самоизнасилованием, заставляя себя что-то делать?
Что делать в такой ситуации? Выкручиваться. Вы либо быстро пробегаете глазами по материалу и выдаете то, что сохранила кратковременная память, либо испровизируете. Я так в школе на уроках истории отвечал и на других предметах, где было возможно.
Если задание сложное, требует время для выполнения, например, написать сочинение или диплом, то тут я использую проверенный метод — откладываю все на последний момент. Главное тут не переборщить, не тянуть до момента, когда времени уже физически не хватает, чтоб все сделать. Вы откладываете свое учебное задание, живете в свое удовольствие. Иногда вас посещает чувство вины за то, что еще ничего не сделали, или не иногда, а все время – тягостное чувство невыполненной работы. Зато потом, когда сроки поджимают, чувствуется приближение наказания за не выполненную работу – начинает работать инстинкт самосохранения. Он дает нужную энергию, для того чтобы довести дело до конца.
Это не положительный способ, но миллионы людей им пользуются, естественно, качество работы сильно страдает. Это не сознательный способ управления своим временем, а скорее невротический. Как я уже сказал, энергию дает инстинкт самосохранения, когда чувствуется приближение возмездия за не выполненную работу в виде наказания, плохой оценки, накопления долгов или неодобрения родителей, учителей.
Более позитивный способ – найти в материале что-то действительно полезное для тебя. Представить, как пригодится это знание или умение в реальной жизни. Если сможете понять и представить, то появятся мотивы для изучения. Может вы хотите стать журналистом? Тогда умение излагать свои мысли на бумаге полезный навык для вас. Пишите сочинения, вырабатывай свой стиль.
В школе и университете очень много того, что не нужно в реальной жизни, знаю по своему опыту, и большинство это подтвердит, но что поделать — выкручивайтесь. Матрица велит, чтобы все окончили школу, университет, ПТУ или техникум. Не принимайте близко к сердцу, пройдете этот этап, потом будете свободны. Дальше делайте все что захотите. Главное не теряйте время даром, занимайся тем, что действительно интересно!
2 причина. Очень важная. Эта проблема мучает всех школьников и большинство студентов. Вспомните себя. Может вы и сейчас школьник, тогда вам вообще это близко. Вот сидите вы на уроке, классе в 8-9, может младше, вам там чего-то учительница пытается объяснить, какие-то логарифмы или еще что-то. А о чем думаете вы? Конечно же, о сексе! Вы пытаетесь отогнать эти мысли, сосредотачиваетесь на теме занятия, но все равно блуждаете около этой темы. В студенчестве такая же ситуация, только еще хуже.
Многие тут могут возразить, обвинить меня, мол, это только у тебя такие мысли были. Может кто-то еще меня в чем-то обвинит. Но это факт. Сексуальная неудовлетворенность очень сильно мешает обучению. Возникает сильнейший конфликт мотиваций, который не позволяет сосредоточиться на изучаемом материале. Физиология молодых людей гораздо сильнее, чем мотивы к познанию.
Принято считать, что сексуальное желание у мальчиков и девочек возникает лет в 13-14, но по моему опыту гораздо раньше. Я помню, как уже в пятом классе заглядывался на женщин, на тех же молоденьких учительниц, и мы с ребятами обсуждали, кто кому нравится с сексуальной точки зрения. Лет в четырнадцать мальчики уже мечтают о том, чтобы куда-нибудь засунуть свой орган. Девочки тоже думают о сексе. Только мало кто из молодых людей эту потребность удовлетворяет, — воспитание не позволяет, скованность, неуверенность в себе и т. д.
Эти проблемы переходят и в студенчество. Если постоянно хочется секса, какая ж тут учеба? Откуда возьмется желание и внимание? Организм постоянно отвлекается на более насущные с его точки зрения проблемы, ему ласки хочется, сексуальное напряжение сбросить.
Решение: Начните удовлетворять свои сексуальные потребности, но сначала разберитесь, что такое сексуальный инстинкт в широком понимании! Ищите сексуального партнера — это такая же часть обыденной жизни, как и прием пищи, каждый день. Конечно, лучше найти постоянного партнера или хотя бы, чтоб они менялись не каждую неделю, а через несколько месяцев, к примеру. Не умеете строить отношения с противоположным полом? Читай другие статьи на этом в блоге. Подпишитесь на канал, обязятельно будут ответы на вопросы например «как найти девушку?» «как нравиться людям?». Читайте литературу на тему общения.
Итак, как заставить себя учиться?
- Ставьте собственные учебные задачи, исходя из того, чем вы будете заниматься в дальнейшей жизни. Какие знание и умения вам нужны? Какой опыт пригодится? Ищите полезное в школьной или университетской программе. Вам нравится химия, но не интересна география? Уделяйте больше времени и усилий тому, что нравится, а на то, что не нравится – забивайте. Вам будут читать морали, рассказывать как нужны все предметы на свете, но вам лучше знать, что нужно на самом деле. Ваше нежелание учиться как раз, и показывает, что либо эти знания совершенно не нужны в жизни, либо нужны, но вы еще не понимаете — для чего? Когда поймете, сможете очень быстро все наверстать.
- Сексуальная жизнь. Будете сексуально удовлетворены, будет энергия для других занятий. Так устроен человек, сначала физиологические потребности, потом все остальное. Если сразу не удается найти партнера, используйте пока другие способы: самостоятельный сброс энергии, спорт, сауна и другие, приятные для тела вещи. Совершенствуй навыки общения.
Желаю успехов в учёбе!
Максим Васильченко,
психолог, графолог
[product2]