Наверное, в каждой школе есть учителя, которые рассказывают, что каждое новое поколение учеников все хуже и хуже успевает по их предметам. «Вот раньше, все умные были, на пятерки учились!   А сейчас ученики стали плохие – науками не интересуются».  Но давайте взглянем на все это с другой стороны. Давайте избавимся от мысли, что молодежь сама по себе тупеет. Сама по себе она не могла отупеть, без влияния предыдущего поколения.  Может дело в системе образования? Считается, что система образования отстает от реальности примерно на 100 лет. Может, молодое поколение стало мудрее и как-то чувствует это перекос? Не осознает, но чувствует.

То, что нам говорили в школе – нужно хорошо учиться, чтобы быть успешным в этой жизни – не отражает реальной действительности. Каждый школьник видит, что это ложное утверждение.  Для примера возьмем тех людей, которых школьники видят чаще всего. Посмотрим на современных учителей. Разве многие идут в учителя потому, что это их призвание и мечта всей жизни? Нет. Таких мало. Часто, это либо люди, не представляющие, чем они хотят заниматься, либо те которые не в состоянии выдержать конкуренции и не способны реализоваться в других  сферах. Учитель –  это человек, который вроде бы умный, но бедный. Уже третьеклассник видит тут противоречия и начинает сомневаться в адекватности взрослых. К 6-7 классу у детей уже стойкое убеждение, что их обманывают или что-то недоговаривают.

Школьники также смотрят вокруг себя и не находят подтверждение той мысли, что хорошее обучение в школе способствует жизненному успеху.  Бывает все наоборот. Когда я учился в профессиональном училище, наша мастер рассказывала нам про своих одноклассников. Она рассказывала, что все, кто были круглыми отличниками, – стали в итоге алкоголиками, наркоманами или нищими. Двоечники стали успешными предпринимателями, пошли во власть, сделали карьеру. Середнячки просто устроились на работу, завели семьи и стали жить обычной жизнью. Такую историю  я слышал не один раз от разных людей. Думаю, вы также можете подтвердить это на своем классе, если с момента выпуска прошло достаточное количество времени.

Отличники это те дети, которые  поверили взрослым, что хорошо учиться в школе это путь к  успеху. А хорошо учиться в наших школах и университетах означает, зубрить бессмысленные набор текстов, подчиняться учителям, быть примерным в поведении, соглашаться со всем, что говорят учителя, принимать на веру все что преподают.  Они поверили в пользу изучения того, что было полезно 100 лет назад. Думаю, вы можете предположить, куда приведут такие знания. Отличники – доверчивые жертвы, которые попали в ловушку. Они стали добросовестными исполнители чужой воли  – воли учителя. А исполнитель –  это хороший раб, но никак не хозяин своей жизни. Только хороший исполнитель своей собственной воли достигает успеха.

Двоечники. Я не беру двоечников, которые являются жертвами родительского  воспитания или  страдают нарушениями  в развитии. Двоечники и бунтари – это обычно дети, которые не следуют правилам, они не рационально, но интуитивно чувствуют обман, неискренность со стороны учителей и не принимают предмет. Им ясно – это не то, что им нужно. У них большой творческий потенциал, высокая подвижность и любознательность. Им бывает много чего интересно, но не в школьном классе. Они не успевают в школе, потому что не чувствуют полезности знаний.

Хорошисты – таких большинство. У них есть выбор – либо скатиться до «отличников», либо подняться до «двоечников». Среди середнячков тоже очень много талантливых людей, но таланты их в зачатке и в школе обычно не проявляются. Зато в зрелом возрасте бывает, выстреливают. Но не все. Многие так и остаются хорошистами.

Конечно, такое деление  не догма и существует масса исключений, но такая картина имеет место. Не знаю, как часто это будет повторяться в будущем. Но факт в том, что те дети, которым навязали  веру в нашу систему образования, находятся в зоне риска. Это потенциальные неудачники.

Тоже самое в университетах. Школьники, поступившие в университет, сначала находятся в приподнятом настроении. Школа надоела, а тут свободная, новая, интересная жизнь. Свобода от родительского контроля. Новые знакомства, новые знания. Теплится надежда, что что-то изменится в лучшую сторону. На самом деле, ко второму курсу уже более взрослые и разумные молодые люди при мысли об университете замечают в себе рвотные позывы. Уже ко второму курсу становиться ясна и понятна бессмысленность знаний, которые там дают. Ведь часто студент к 17 -18 годам становится более продвинутым, чем преподаватель, в плане знаний о том, что твориться в мире и соответственно, может осознать, нужны ли ему эти университетские знания.

Школьники и студенты не осознают полезности получаемых знаний, так как на самом деле, полезность и применимость этих знаний в реальной жизни болтается около ноля. После школы и университета в головах у молодежи такая информационная каша из бесполезных знаний, что проще уйти в какие-то иллюзии относительно реальности, чем разобраться, что к чему. Охота учиться отпадает на всю жизнь.

Получается, что после выхода из университета нужно заново учиться чему-то реальному.  Студент выходит из университета либо с красным дипломом и синим лицом, либо с синим дипломом и красным лицом. У него паника –  я ничего не умею! Я ничего не знаю! С таким набором навыков он идет устраиваться на работу где ничего не нужно знать, ничего не нужно уметь, и где ему говорят, что нужно делать. Вопрос: зачем было тратить столько лет, чтобы в результате ничего не знать, ничего не уметь и не знать, что делать?

А что происходит с детьми, которым в детстве не навязывают представление о том, что обучение в школе и университете неотъемлемое условие успеха в жизни? Такие дети со всей своей детской мудростью забивают на школу, потом на университет. Как правило, они слушают только тех учителей, которые им нравятся, изучают предметы, которые им интересны. У них много свободного времени, и они занимаются теми делами, которые их прикалывают. Пробуют – бросают, пробуют новое – бросают. Находят свое любимое занятие и продвигаются в нем. Так молодой человек  к 17-18 годам владеет набором необходимых знаний и навыков в интересной ему области. В 19-20 лет это уже профи в своем деле. Такому молодому специалисту остается научиться, как продавать свои знания и навыки. Обычно, это ему быстро удается. Профессионалов всегда видно и люди с удовольствием им доверяют. Такие молодые люди занимаются тем, что им нравится, у них нет проблемы самоопределения. К сожалению такой молодежи очень мало.

Есть исследования, которые показывают, что  чем старше ребенок, тем хуже его творческий потенциал, тем хуже у него интуиция, тем меньше он доверяет себе. К выпуску это уже апатичный, хорошо управляемый раб. Исследования здоровья школьников показали сходные результаты. Чем старше класс, тем хуже здоровье у ребят.  Таким образом, современная школа инвалидизирует детей. Очень печальная картинка. Конечно, после такой дибилизации остается мало парней и девчонок, которые способны что-то осознавать и куда-то стремится. Естественно в таких условиях пробиваются наверх только самые сильные и энергичные ребята.

Сейчас нельзя делать ставку на образование, которое предоставляет государство. Образование –  личная ответственность каждого человека перед самим собой. Образование можно получить, не учась в школе, не учась в университете. Доступ к знаниям открыт. Заходи в интернет, качай книги, применяй знания на практике, пробуй, ошибайся. Хорошо если есть какой-то мудрый наставник, который будет корректировать ваш путь. Не все найдут такого человека, но можно обучиться и самому. Огромное количество людей сейчас с удовольствием делятся своим опытом по созданию бизнеса, по вопросам самореализации.

Возможностей полно. Просто нужно занять активную позицию и начать действовать. Есть масса платных и бесплатных знаний, ищите, что вам нужно и внедряйте. Узнавайте альтернативы для саморазвития и развития своих детей. Существуют альтернативные виды школ, где упор идет на развитие творческого потенциала.

Вот подумайте, какие профессии вам известны? Напишите 20 специальностей, которые существуют? Трудно? Вы уверены, что этим список исчерпывается? Может, стоит расширить кругозор и поинтересоваться чем люди занимаются с удовольствием и за что получают достойную оплату? Люди в современном мире занимаются такими делами, которые системе образования не известны.

Я знаю, многим молодым людям кажется, что их интересы трудно применить в реальной жизни. Это только кажется. Сегодня можно найти людей, которым нравиться, то, что прикалывает вас. Они обязательно к вам присоединятся или купят результаты ваших увлечений. Если так сложилось, и вы большую часть времени занимались не тем, что для вас действительно  интересно, то самое время начать думать, а что же действительно ваше? Дожидаться пока систему исправят – долго. До старости будете ждать. Остается ставить на себя и искать свои собственные пути. Вы непременно поймете, где, у кого и куда пойти учиться. Удачных вам поисков!

Максим Васильченко,
психолог, графолог

[product2]