humanscan@yandex.ru

Пишите письма и задавайте вопросы

Поступать ли в университет на гуманитарную специальность?

В статье содержится изложение моего личного опыта. Я не утверждаю, что такой опыт ждет каждого. Не утверждаю, что такое же положение вещей сохранилось. Каждый сможет сделать свои полезные выводы и сформировать ожидания от учебы.

Содержание статьи:
— Поступление
— Лекции
— Одногруппники
— Семинары
— Оценки
— Опоздания
— Экзамены и зачеты
— Не все так плохо
— Стоит ли поступать?
— Кто виноват?

Время чтения — 5 минут

Поступление

Как я был счастлив, когда поступил в университет. Я просто взлететь хотел, когда увидел себя в приказе о зачислении. Не каждый школьник так радовался поступлению, как я. У меня было ощущение, что после долгих поисков, я наконец-то нашел то, что искал. Теперь я буду учиться тому, что позволит мне заниматься любимым делом. Я поступил на психолого-социальный факультет в престижный ВУЗ.

Первый год особенно ничего не понял. Только было чувство, что перерос своих одногруппников. На момент поступления мне был уже 21 год. До этого искал свое место — учился в ПТУ на торгового агента, потом в военном училище (не доучился), потом армия.

Первый курс прошел в эйфории. Свобода после трехлетнего армейского заточения, новые знакомства, тусовки, жизнь в общаге, Москва. После армии вообще все, как в сказке. Со второго курса начал задумываться как я провожу время в университете и оценивать полезность учебного процесса для себя. Впервые ощутил насколько я неравнодушен к образованию и тому как сейчас учат.

Лекции

Первый вопрос который созрел у меня в голове во время учебы — «Зачем нужны такие лекции?».

В 2009 — 2014 году (и ситуация не скоро измениться) преподаватели читали (в прямом смысле) лекцию по книжке. Минимум живой речи. Живая речь от преподавателя была о чем угодно, но только не по предмету. Предмет никому не интересен. Говорить могли о бытовухе, о пустяковых событиях в мире, о том как все несправедливо в этой жизни, о плохих студентах и т.д. По делу очень мало.

Если предположить, что у преподавателя один единственный экземпляр книги и он, обладая ей, стал хранителем знания, то лекция по этой книжке нужна. Но такая книжка есть у каждого студента. Не на столе, конечно, а в пакете за кроватью. В том самом пакете в котором пол года назад принес ее из библиотеки.

Эти учебники никто не читает, кроме преподавателя на лекции. В учебниках одобренных министерством образования не пишут ничего, что может быть полезно. Там описано как должно быть, как хотелось бы, чтобы было. Ничего конкретного. Например, учебник по основному предмету специальности на изучение которого в плане больше 250 часов состоит из 146 страниц. Ни одной технологии там нет. Все что нужно было к семинару, находили в интернете.

С таким подходом к лекциям, получается, что преподаватель гуманитарной дисциплины может взяться вести любой предмет. Какая разница? Главное, чтобы была книга.

Одногруппники

Отношение к учебе. Отношение к учебе ребят, меня удивляло, а иногода раздражало. Естественно, когда ты сам воодушевлен, а окружение сидит потухшее, то картина и на твоем настроении отразится.

Еще удивляли низкие требования к себе. Как проходят семинары в московском университете в 21 веке? Ответы на вопросы семинара студенты зачитывают. С ноутбука, с телефона, с листа. Вот и все технологии. Еще теперь стали задавать делать презентации по вопросам и студенты читают со слайдов. Когда я учился в ПТУ, там это допускалось, а тут высшее учебное заведение, а требования к себе как к школьнику.

Семинары

Подготовка к семинарам — тренировка использования поисковых систем. По узким, никому не интересным темам, даже гугл затруднялся найти ответ. Поэтому часто на семинаре на вопрос было всего 3 абзаца текста, вырванные непонятно откуда. У всей группы один и тот же текст ответа. Мы, смекалистые студенты, разбивали его по абзацам. Один читал абзац, как ответ на вопрос. Другие два абзаца одногруппники читали как дополнение. Обучение в престижном московском вузе, как в школе для умственно отсталых.

У преподавателей не было даже робкой попытки заставить кого-то высказать свои мысли или попросить хотя бы пересказывать прочитанное. Наверное, педагогический опыт подсказывал, что не стоит требовать слишком много от современных студентов.

У меня пропало желание участвовать в этих цирковых семинарах. Это был стыд и смех. Тебе диктуют из учебника который никто не собирается читать. Ты делаешь вид, что пишешь или печатаешь — в век высоких технологий можно ходить в универ с нетбуком, планшетом, телефоном. Вместо записей играешь на телефоне в какие-нибудь шарики или циферки. Потом на перерыве через тот же телефон ищешь ответ на один вопрос по семинару и зачитываешь его. Вот такие сейчас пары на гуманитарном факультете.

Оценки

Как преподавателям оценивать такие ответы? Оценивается художественное чтение с телефона и время зачитки. Цениться умение расставлять паузы и придавать эмоциональность тексту. Нужно уметь добавлять нотки возмущения или удивления, как будто тебе не безразлично. Чем ближе сымитируешь свободную человеческую речь, тем выше бал. Объем тоже имеет значение. Если гугл выдал 20 страниц печатного текста 10 шрифтом, распечатывайте все и зачитывайте. На 4 листе все устанут слушать ваши дефекты речи и преподаватель вежливо попросит прекратить. При этом похвалят за очень интересный материал. Еще «плюс бал» можно получить, если скачешь видеоролик по теме. Фотки тоже ценятся. Если способен найти много в интернете — ты хороший студент. Может когда-то в качестве ответа студенты будут преподу кидать ссылки на статью в википедии в личные сообщения. Но это в будущем, с дальнейшим развитием образования.

Иногда (один раз в неделю точно) преподаватели устают читать учебник вслух и тогда под предлогом близости к теме лекции можно зарядить какой-нибудь фильмец. Может тема фильма правда совпадет с темой, может просто кто-то посмотрел хороший фильм и всем рекомендует. Просмотр фильма тем хорош для всех, что преподаватель уходит по своим делам, а фильм можно перемотать и уйти домой раньше.

Опоздания

Лекции и семинары никогда вовремя не начинаются, в среднем на 10-30 минут опаздывают студенты, а преподаватели не хотят начинать без опаздывающих. Когда приходят все задержавшиеся «по уважительным причинам», через 10 минут приходит препод. Пол пары уже убили. На идиотизм остается всего 45 минут. Еще на 10 минут раньше отпустят на перерыв, чтобы студентам успеть занять очередь в столовой. На последней паре всем хочется домой и в этом вопросе вам всегда пойдут навстречу — «отпустят пораньше». Ура! Наконец-то можно убежать к себе в общагу, пойти на работу, заняться чем-то интересным. «Отпустить пораньше» это было хорошим способом смягчить таких придирчивых студентов, как я.

При таком «тяжелом» обучении многие на полном серьёзе жаловались на высокую нагрузку. Мол, много задали найти в интернете, много текста скопировать в PowerPoint. Пропускать занятия опасно — отработки. За пропуски тоже наказывают интернетом, PowerPointom, деньгами на распечатку рефератов. Зачитывать не всегда заставляют, потому что преподаватели не обязаны тратить свое личное время на студентов после пар.

Экзамены и зачеты

Как сдаются экзамены, тесты, курсовые, дипломы думаю и так понятно. Преподаватели делают вид, что верят, будто студенты, которые на семинаре читают ответ с телефона, развиваются настолько, что пишут курсовую академическим языком, делают исследования, получают результаты. Они верят, что студенты ездят проводить исследования в другие города больше чем за 1000 км (в тот регион откуда была скопипастена исследовательская часть). Преподаватели делают вид, что не замечают списывания на экзаменах.

Тестирование писать тоже не просто. Тесты скачивают из интернета, поэтому и ответы на них давно есть. Варианты тестов теперь отличаются только порядком вопросов — можно искать ответы всей группой. Если это какое-то показушное тестирование или тест перед ГОСом, то ответы всем раздадут за пол года. Еще будут с вами репетировать его 5-10 раз.

Не все так плохо

Конечно, не все преподаватели равнодушны к предмету. Были и те, кто люит свою работу и интересующтся своей темой. Их было приятно слушать. Не пришлось ничего зазубривать. Слова за которыми стоит реальный опыт, собсвенные выводы человека остаются в памяти сами. Такие преподаватели вдохновляли и заражали интересом. И я думал, а ведь не зря я здесь, если тут такой человек делиться со мной своим опытом. И хотелось вникать и учиться. Но потом опять попадаешь на лекцию и хочется, чтобы «отпустили пораньше».

Примерно так проходит время в гуманитарном вузе. И не только в гуманитарном, я полагаю.

Поступать ли в университет?

Конечно стоит. Чтобы получить справку, что имеешь терпение переносить нечто неинтересное 5 лет. Чтобы потусоваться в студенческой среде. Чтобы поискать себя. Чтобы где-то подработать в свободное время и получить реальный опыт. Чтобы понять с какими людьми дальше будешь иметь дело. Стоит поступать для чего угодно, но только не для получения специальности. Вам будут преподавать то, что уже устарело 20 лет назад.

На лекциях можно умереть от скуки. Хуже всего, принять, будто так и должно проходить обучение, будто это и есть высшее образование. А ведь на самом деле многие студенты и не считают такое обучение чем-то из ряда вон. Серьезно думают, что получают высшее образование и потому достойны приличного места в этом обществе.

В основном, все то полезное, чему я научился, я получил за пределами вуза на платных курсах, либо искал нужную информацию и изучал сам. Только самостоятельно полученные знания помогли мне сразу устроиться на работу без опыта.

Кто виноват?

Я не призывают перекладывать отвественность на систему и на преподавателей. Университет будет стоять на той же земле, а преподаватели будут продолжать работать. А вот вам придется самому решать, что делать со своей жизнью после университета. Только вы в ответе за то, как проведете эти годы. И никто не услышить ваши жалобы «Без опыта никуда не берут».

Самое страшное, когда студент верит, что он в вузе учиться и получает образование, и что это дает реальные знания, которые нужны в жизни. Это неправда. После выпуска многие сильно удивляются и бегают по ненужным им работам, не понимая чем хотят заниматься. Потому что получали «образование», а не искали себе интересные занятия.

Нет ничего хуже работать без интереса. Чем раньше это понимаешь, тем больше шансов не потерять время впустую и начать учиться чему-то реальному и нужному в жизни. Понять себя бывает трудно. В этом я могу помочь. Читайте раздел статьи по тегу #призвание и другием материалы сайта.

PS: если считаете, что получили прекрасное гуманитарно образование, и это не ваше заблуждение, и вы не приукрашиваете прошлое, могу вас поздравить и порадоваться за вас.