Это статья — предупреждение для школьников и студентов. Цель — добавить реализма, без которого в будущем вы рискуете стать людьми, которые с тоской произносят: «Студенчество — лучшее время в жизни». Лучшими должны быть все следующие годы.

Заметил, что молодые люди, которые оканчивают школу, сосредоточены на выборе предметов для поступления в университет, а не конкретного дела, которым хотят заниматься. Они верят, будто из университета выпускаются готовые к работе специалисты. К сожалению, в большинстве случаев это не так.

Еще у молодых людей встречается вера в мифическую «востребованность». Как будто, если при поступлении вам сказали, что специальность востребованная, значит, после выпуска достаточно показать диплом и вас возьмут на интересную работу. Ниже эмоциональный комментарий от девушки, которая верила во все это.

«А что делать тем, кто упорно вкалывал на учебе 6 лет, заработал красный диплом, а потом вдруг оказался никому не нужным??? Я бы с удовольствием работала по специальности, но вакансий нет от слова совсем. Уже несколько месяцев безрезультатно ищу работу… Устраиваться куда-то продавцом или администратором? Я так не хочу. Столько сил вложено и все в пустую… Ты никому не нужен в этом большом мире, выживай как хочешь и пофигу на твои былые заслуги….»

Если быть реалистичным в старших классах и на первых курсах, такой обиды не будет. Само разочарование наступает, когда человек сталкивается с тем, что ожидания не совпадают с реальным положением дел. Тут соглашусь с Аршавиным, который говорил, что «Ваши ожидания — ваши проблемы». Мир не обязан подстраиваться, а вот вам придется адаптироваться.

Когда я сталкивался с такими несовпадениями, тоже расстраивался и злился. Я хотел исправить ситуацию. Но не при помощи борьбы с гигантской государственной системой, а для каждого конкретного человека — через развитие способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Вот и сейчас это делаю. Предлагаю посмотреть на мир без розовых очков, но при этом не испытывать негативных эмоций.

На самом деле, в университете дадут только общие знания о возможных видах занятости в конкретной сфере, а обучение часто не предполагает подготовки к тому, чтобы занять конкретную должность. Раньше, в индустриальном СССР связь обучения и работы была прямой, но теперь это редкость. Государственная система образования очень примерно «представляет», чем живут люди после колледжей, техникумов и университетов.

Как следствие, система высшего образования не готовит «востребованных» специалистов. Важно уточнить значение этого термина. Есть два типа «востребованности». Первый — профессия востребована, потому что в неё мало кто идет — вакансий много, а желающих недостаточно. Второй — востребована, потому что не хватает сотрудников с достаточной квалификацией — вакансий мало, а претендентов много, поэтому конкурс.

Самые востребованные профессии первого типа — монтажник и медсестра. Достаточно получить среднее образование. Самый востребованный специалист второго типа — инженер. Понадобиться высшее образование. Существует порядка 200 инженерных специализаций. Но чтобы устроиться, нужно быть готовым специалистом, или хотя бы подавать надежды. С гуманитарным образованием сложнее, потому что оно еще менее конкретное.

Основные причины отказов в приеме на первую работу связаны с непрофессионализмом, отсутствием внутренней мотивации к работе в выбранной профессии, отсутствием необходимых качеств личности и навыков.

Вот и ключевые элементы, чтобы быть востребованным:

— искренний интерес к делу;

— профессиональные знания и навыки;

— необходимые качества личности.

Вы будете востребованы, если у вас есть минимум два из трех элементов.

Искренний интерес находят в деятельности. Для этого необходимо расширять кругозор, узнавать, чем конкретно люди занимаются в жизни. Когда поймете свои интересы, сразу ищите возможности получить знания и попробовать себя в деле — быстрее переходите к практике. Участвуйте в активностях, пробуйте что-то делать самостоятельно, вызывайтесь помогать профессионалам, подрабатывайте. Когда попробуете — поймете ваше это или нет. Если не ваше, ищите дальше, а полученный жизненный опыт пригодится.

Чтобы стать реалистичнее, погрузитесь в детали. Заниматься делом — означает выполнять набор функций и задач для создания готового продукта или услуги, которые потом продается или обменивается на нужные вам ресурсы. Когда узнаете, из чего конкретно состоит работа, какой продукт производите, тогда поймете, что нужно знать и уметь.

Еще одно заблуждение молодых людей — считать, что вознаграждение получают за процесс — «я делал», «я старался», «я находился на работе». Поясню разницу на бытовом примере. Человек может помыть пол так, что тот останется грязным. Он считает, что сам факт работы должен оплачиваться, но на самом деле готовый продукт — чистый пол. Причем, чистота пола определяется критериями, которые задает «заказчик». Если критерии не соблюдены, значит работа не сделана.

Если вы верите, что образование готовит к жизни и работе, то рискуете оказаться в ловушке своих иллюзий. Если сосредоточитесь только на добывании пятерок, то после выпуска окажетесь в точке «0», когда нужно на самом деле определяться с родом деятельности и учиться чему-то реальному. Обнаружите что ничего не знаете и не умеете, а значит нужно срочно искать места, где получить настоящие практические знания.

Если так попадетесь, считайте, что не самым эффективным образом провели 4-6 лет обучения. И только вы за это в ответе. Можете обвинять систему образования, но вам то строить жизнь дальше.

Максим Васильченко,
психолог, графолог