Если вы собираетесь поступать или уже учитесь в вузе, вам будет полезно узнать о недостатках системы образования. В противном случае, в будущем вы рискуете стать людьми, которые с тоской произносят: «Студенчество — лучшее время в жизни». А лучшими должны быть все последующие годы.

Основной недостаток системы образования — отсутствие связи с современным деловым миром. Даже на старших курсах большинство студентов не представляет содержание выбранной профессии. Многие даже и не пытаются разобраться, потому что верят, что их выпустят готовыми к работе специалистами. К сожалению, в большинстве случаев это не так.

Ещё у молодых людей часто встречается убеждённость в «востребованности» их профессии. Как будто, если при поступлении сказали, что специальность востребованная, значит, после выпуска достаточно показать диплом — и тебя сразу возьмут на интересную работу. Привожу эмоциональный комментарий от девушки, которая верила во всё это.

«А что делать тем, кто упорно вкалывал на учёбе шесть лет, заработал красный диплом, а потом вдруг оказался никому не нужным??? Я бы с удовольствием работала по специальности, но вакансий нет совсем. Уже несколько месяцев безрезультатно ищу работу… Устраиваться куда-то продавцом или администратором? Я так не хочу. Столько сил вложено, и всё впустую… Ты никому не нужен в этом большом мире, выживай, как хочешь, и пофигу на твои былые заслуги…»

Если быть реалистичным в старших классах и на первом-втором курсах, такой обиды не будет. Разочарование наступает, когда человек сталкивается с тем, что ожидания не совпадают с реальным положением дел. Тут соглашусь с Аршавиным: «Ваши ожидания — это ваши проблемы». Мир не обязан подстраиваться, а вот вам придётся адаптироваться.

На самом деле, в университете дают только общие знания о возможных видах занятости в конкретной сфере. Во многих случаях обучение вообще не предполагает подготовки к конкретной практической деятельности. Раньше, в индустриальном СССР, связь обучения и работы была более прямой. Теперь государственная система образования очень примерно «представляет», чем живут люди после колледжей, техникумов и университетов.

Как следствие, система образования не готовит «востребованных» специалистов. Важно уточнить значение этого слова. Есть два типа «востребованности». Первый — профессия востребована, потому что в неё мало кто идёт — вакансий много, а желающих недостаточно. Второй — востребована, потому что не хватает сотрудников с достаточной квалификацией — вакансий мало, а претендентов много. Первый случай — резкий дефицит специалистов, второй — долгий и сложный конкурс.

Самые востребованные профессии первого типа — монтажник и медсестра. Достаточно получить среднее образование. Самый востребованный специалист второго типа — инженер. Понадобится высшее образование. Существует порядка 200 инженерных специализаций. Но чтобы устроиться, нужно быть готовым специалистом или хотя бы подавать надежды.

Отрывок из книги «Современная профориентация: как искать дело жизни».