Предыдущая статья Как мы ощущаем блокировки инстинктов?

Мы уже обсуждали, что личность человека условно разделяется на «Я», «ОНО», «Сверх-Я». Повторим вкратце. «ОНО» – это бессознательное человека. В бессознательном живут наши природные инстинкты. Это часть человеческой личности, которая полностью состоит из животных потребностей требующих немедленного удовлетворения, это ваш внутренний зверь. Будь он на воле, то вы бы незамедлительно принимались реализовывать свои желания.

Но в жизни мы наблюдаем, что человек не ведет себя инстинктивно. Если он хочет секса, то он не набрасывается на желаемый объект, если он хочет по нужде, он не справляется ее тут же, если ему кто-то препятствует  удовлетворить свои желания, он не нападает на другого, и не пытаешься его нейтрализовать или уничтожить. Человек не делает всего этого, потому что что-то сдерживает его внутреннего зверя.

Сдерживает его та часть личности, которая в терминологии Фрейда называется «сверх-Я». Это система запретов, определенных норм поведения,  правил, стереотипов поведения, которая передается человеку с воспитанием. В результате усвоения всех этих норм человек становится социальным существом и достигает удовлетворения своих желаний социально приемлемыми способами.

Между зверем и «Сверх-Я» находиться наше сознательное «Я».  Оно рождается на стыке противостояния животных инстинктов и усвоенных с воспитанием норм поведения.  Это зона вашего контроля, часть личности, которая управляет вашим поведением.  Стоит сказать, что эта зона контролирует всего 15-20 процентов вашего поведения, все остальное определяется бессознательными стремлениями.

Хотите избавиться от негативных установок? Дарю вам книгу, которая стоит 425р. Вы узнаете методику, которую используют психотерапевты.

Вопрос стоял, посредством чего осуществляется блокировка наших базовых инстинктов?  Думаю, понятно, что как раз посредством «сверх-Я». Оно было сформировано вашим воспитанием и культурой в целом. «Сверх-Я» определяет, что вам можно, а что нет. Система социальных запретов обретает некую целостность, самодовлеющее существование. И теперь в бессознательном борются две сущности – изначальный зверь, система животных инстинктов, и надсмотрщик – система запретов, общественных норм и стереотипов.

Насколько вы свободны в проявлении и реализации своих желаний зависит от соотношения сил этих структур психики.  Если над вашей личностью в большей мере довлеют силы  надсмотрщика, то вы оказываетесь безынициативным и неспособным реализовывать задуманное, вся ваша жизненная энергия уходит на борьбу надсмотрщика и зверя. Это те самые сомнения и нерешительность, которые одолевают вас всякий раз, когда вы хотите что-то предпринять.

Значит, нужно ослабить излишний контроль «Сверх-Я». В тоже время нельзя полностью избавиться от всякой морали, так как инстинкты будут вырываться наружу и человек окажется асоциальным, не способным жить в обществе.

Конечно, система запретов очень полезна для человека, как сдерживающий фактор действия разрушительных инстинктов. Разрушительны побуждения потому, что они не учитывают интересы других людей и общества в целом. Животное начало эгоистичное, служит только вашим интересам. Если бы не появилась эта надстройка личности человека, человеческое общество не могло бы существовать. Но оно существует и дает человечеству в целом огромные преимущества. Результат этих преимуществ и есть само общество и его цивилизация. Никакое другое животное сообщество не достигло таких результатов.

Значит, сдерживать инстинкты полезно и нужно для существования нашей цивилизации? Естественно да. Почему мы тогда ведем речь в таком негативном тоне, что что-то сдерживает проявления наших инстинктивных желаний? Не бывает каких-то однозначно плохих или хороших явлений. Также и с системой запретов, которая сделала из нас людей. Вместе с полезными для социального существования знаниями, нормами, правилами мы усваиваем и те, которые для нас вредны.

Общество как система поддерживает свое равновесие и воспроизводит людей, которые будут поддерживать саму систему. Поэтому все эти нормы в интересах общества в целом.  Наши личные интересы система не учитывает.

Можно сказать, что мы рабы системы. Система стремиться к равновесию и устойчивости. Каждый элемент нарушающий систему воспринимается как опасный. И система реагирует на это путем репрессий, стремиться либо подавить инициативу, либо удалить элемент который может вызвать колебания и нестабильность.

Стабильным является средний человек не способный проявлять свою волю — раб системы. Человек же способный на это становиться над системой и способен управлять ею. Он способен сам создавать системы.

Нет ничего плохого, в том, что кто-то подчиняется и исполняет волю хозяина. Таких людей большинство и они нужны.  Мы же ведем речь о случае человека у которого есть желание самому управлять своей жизнью и о препятствиях, с которыми он сталкивается.

Если вы такой человек –  потенциальный новатор, создатель, то и вам придется делать себя самому. Как это сделать? Как разрешить противоречие между нашим внутренним зверем и системой запретов – надсмотрщиком? Это возможно путем расширения зоны контроля сознательного Я:

  • за счет осознания ваших инстинктивных  желаний, т. е. перевод их из сферы бессознательного в сферу сознательного контроля.
  • за счет избавления от не нужных, вредных для ваших личных целей запретов усвоенных в процессе социализации.

Таким образом, вы расширяете свою внутреннюю свободу. Ваши инстинктивные желания под контролем сознания и, значит, вы можете удовлетворять их социально приемлемыми способами, и вы способны сами сознательно определять, что вам можно делать, минуя надсмотрщика. Чуть позже на примерах поясним, как действует человек внутренне свободный.

Важно понять, что необходимо избавиться от вредных бессознательных запретов. Нужно избавляться от иллюзий относительно себя и окружающего мира. Изменить картину мира. Этот раздел сайта как раз служит тому, чтобы вы кое-что поняли относительно себя и окружающих. Дальше  рассмотрим подробнее проблему внутренней свободы.

Следующая статья Внутренняя свобода.

Максим Васильченко,
психолог, графолог