humanscan@yandex.ru

Пишите письма и задавайте вопросы

3. Автоматизмы бессознательного

Предыдущая статья Человек не контролирует себя полностью.

Большинство процессов в психике человека протекают в бессознательном режиме. Так, нам не приходится задумываться о том, например, как мы ходим или выполняем другие привычные действия. То, что мы знаем и чему научились, мы выдаём в автоматическом режиме.

Из бессознательного и внешней среды человеку постоянно поступают какие-то сигналы, но осознаётся лишь малая их часть. Что именно переходит в область сознания? Наблюдения исследователей показали, что в зону ясного сознания проходит та информация и побуждения, которые в данный момент мешают функционировать в обычном режиме. Как только на пути возникает какая-то преграда, мешающая приспособлению к реальности, всё, связанное с этой преградой, начинает осознаваться.

Когда проблема в зоне сознания, человек способен вырабатывать гипотезы и предпринимать действия для устранения препятствий. После того как приняты все необходимые меры и сделаны нужные шаги для решения проблемы, человек обретает опыт, и теперь при столкновении с подобной ситуацией он будет заранее знать, как поступать. Содержание способов действия уходит из зоны ясного сознания, и поведение и реакции уже регулируются в автоматическом режиме при помощи бессознательного.

Это явление хорошо иллюстрирует то, как мы научаемся двигательным навыкам. Так, при обучении езде на велосипеде сначала человек пытается контролировать каждое своё движение, у него не получается правильно координировать своё тело, отчего он постоянно заваливается на бок. Но со временем он приобретает навык и едет, не задумываясь о том, как держать равновесие и крутить педали. Так же происходит и с более сложными видами действий. Например, курсант лётной школы при первых полетах находится в постоянном напряжении всего тела и внимания, тратя огромное количество энергии. Опытный же лётчик выполняет полёт в более расслабленном состоянии, для движений задействует только нужные мышцы, и управляет самолётом автоматически. Таким образом, после выработки, каких-либо навыков они, как говорят, «уходят в подкорку», т. е. выполняются без участия сознания.

Есть ещё один интересный эффект, связанный с двигательными автоматизмами. Если навык уже ушёл на подкорку, то его повторное осознавание может помешать действию. Если тот же опытный лётчик начнёт задумываться, каким образом он управляет самолётом, он начнёт ошибаться. В сказке Льюиса Кэрролла сороконожку спросили, с какой ноги она начинает идти, и, задумавшись, она тут же разучилась ходить.

Также автоматизмы возникают при решении мыслительных задач. Если человек однажды сделал какие-то выводы, он в дальнейшем будет полагаться на уже сформировавшееся впечатление. В процессе взросления человек усваивает множество идей и мыслей. Так как ребёнок имеет очень слабую способность к анализу, он всё воспринимает на веру. Такое некритическое усвоение любой информации приводит к тому, что в нашем бессознательном накапливается большое количество ложной информации. Это и информация, касающаяся каких-то фактов, и информация о том, как нужно себя вести, как надо действовать. Большую часть мыслей и установок нам передают родители в детстве. Даже сейчас, если вы не привыкли подвергать критике услышанное и прочитанное, то принимаете всё на веру, если источник кажется вам авторитетным.

Мысли-автоматизмы полезно и нужно периодически пересматривать, так как они напрямую влияют на вашу жизнь. Идеи, когда-то усвоенные вами, определяют ваш образ мыслей и характер всех действий. А ваши действия, как известно, формируют вашу судьбу. Переосмысление установок, которые вы приняли от родителей, от мнимых авторитетов, помогает взрослению. Если начать анализировать, то оказывается, что многие идеи, которые воспринимаются вами как само собой разумеющееся, на самом деле приносят вред. Тому, как выявлять негативные установки, будет посвящен отдельный тренинг.

Итак, мы выяснили, что одной из функций бессознательного пласта психики является обеспечение возможности существования автоматических действий. Автоматизмы нужны человеку для экономии психической энергии. Если бы их не было, то человек каждое действие совершал бы, как будто в первый раз, до каждого знания нужно было бы додумываться заново. Без автоматизмов нельзя представить себе способность человека к обучению, ведь объём информации, которую сознание способно обрабатывать в оперативном режиме, ограничен объёмом кратковременной памяти.

Множество автоматических форм поведения не идут нам на пользу, а мысли-автоматизмы держат нас в иллюзиях относительно себя и окружающей действительности. Что это за мысли и поведение — мы обязательно разберём далее, но сначала нам нужно узнать ещё некоторые вещи, без которых нельзя сложить настоящую картину природы человека.

Следующая статья Структура личности.