Предыдущая статья Взаимодействие сознания и бессознательного.

Из предыдущих статей мы узнали, что человек не управляет полностью своим поведением. На его действия большое влияние оказывает бессознательная часть психики. Но это еще не всё. На сознательную активность также воздействует ещё одна структура, возникшая в процессе эволюции психики. Согласно теории Фрейда, структура личности состоит из трех элементов: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание), «Сверх-Я» (система социальных запретов, надсмотрщик). Нужно подробнее разобрать, что собой представляет каждая из этих структур.

Бессознательное состоит из иррациональных животных инстинктов, физиологических по своей природе, порождающих желания, побуждения, импульсы и реакции человека. «Оно» живёт по принципу удовольствия, т. е. хочет немедленного удовлетворения своих желаний. Ему безразлично время, место, условие и способы, с помощью которых это можно сделать. Самое главное — сделать это немедленно. Бессознательное всё время спрашивает «хочу ли я это?». «Оно» — это наш внутренний зверь, который служит источником психической энергии для всех наших действий.

В процессе развития психики человека выработалась структура в личности, которая смогла управлять инстинктивными побуждениями — это сознательное «Я». «Я» способно сдерживать и откладывать во времени удовлетворение инстинктивных желаний. Так человек стал способен действовать не по принципу удовольствия, а по принципу целесообразности, что дало ему огромные преимущества перед другими животными.

Посредством сознательного «Я» устанавливается контакт человека с реальностью и обеспечивается приспособление к условиям внешней и внутренней среды. Под внутренней средой понимаются импульсы, идущие из бессознательного, а под внешней — требования общества к приемлемому способу удовлетворения желаний бессознательного. Сознание способно учесть существующие условия ситуации и отложить действие. Благодаря сознанию и возникновению речи люди стали способны объединяться в группы и наиболее эффективно достигать своих целей.

Сознательное «Я» сравнивают с наездником, оседлавшим лошадь («Оно»). С одной стороны, сознание не может самостоятельно двигаться без лошади (так как «Оно» — источник психической энергии), но может управлять его направлением. Но направление движения определяется соотношением сил лошади и всадника, поэтому часто бывает, что лошадь уносит всадника далеко от его рациональных целей. Таким образом, активность человека управляется не только его планами, но и бессознательными мотивами.

Можно сказать, что основная функция «Я» — это установление отношения — между «Я» и «Оно» постоянно возникает напряженность, поскольку «Я» должно сдерживать требования «Оно» в соответствии с установлениями общества. Эти установления общества выразились в образовании структуры «Сверх-Я» — системе принятых человеком социальных запретов и норм. Другими словами, это понятие человека о том, что можно делать, а что нельзя. Систему понятий человек усваивает с воспитанием в процессе социализации. «Сверх-Я» — внутренний цензор или надсмотрщик, который следит, чтобы поведение человека было приемлемым и соответствовало принятой морали.

Для того чтобы лучше понять природу этих трёх сил, нужно обратиться к процессу их исторического развития. Поэтому сейчас мы разберём подробнее, как с течением времени эволюционно образовалась структура личности.

Следующая статья Как сформировалась структура личности человека.

Максим Васильченко,
психолог, графолог