Предыдущая статья Структура личности.
Мы переходим к рассмотрению вопроса о формировании структуры личности человека. Здесь мы узнаем, какие особенности жизни человека стали причиной развития человеческой природы. Перед тем как перейти непосредственно к процессу развития структуры личности, нужно уделить внимание природе инстинктов.
Инстинктивная природа животных
На ранней стадии развития структура психики мало отличалась от животной. В основе поведения первобытного человека лежало проявление первичных инстинктов агрессии и защиты. Все что сейчас скрывается в бессознательном, напрямую управляло поведением людей.
Чисто инстинктивное поведение подчинялось принципу удовольствия, т.е. инстинкты удовлетворялись немедленно. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта, поэтому инстинктивная природа со временем все больше усложняется. Но чем более сложны инстинкты, тем труднее становится возможными достичь их абсолютного и полного удовлетворения. С развитием психики начинает происходить столкновение инстинктивных потребностей, в результате чего удовлетворялся только тот, который имеет наибольшую силу.
Каждое побуждение имеет свой психический заряд энергии и если этот заряд не выпущен, то его энергия не исчезает бесследно, она остается и имеет свойство накапливаться. Образуются как бы «взведенные курки». Фрейд называл эти курки ущемленными аффектами. За день накапливается большое количество ущемленных аффектов, что приводит к невротизации поведения. Психическая энергия продолжает искать выхода наружу. Может наступить момент, когда организм не выдержит и энергия вырывается в виде деструктивных действий, что приведет к гибели организма.
Чтобы предотвратить взрыв накопленной энергии эволюционно выработался механизм сновидения. Во сне все курки спускаются. То, что хотелось сделать за день, воспроизводиться в сновидении и таким образом в символической форме удовлетворяются возникшие за день мотивы. Состояние организма стабилизируется.
Этот механизм работает у высших животных, к которым, можно сказать, относился и первобытный человек, до того как превратился в общественное существо.
Происхождение структуры личности
Процесс превращение животной психики в человеческую, вместе с которым возникло первое человеческое общество называется антропосоциогенезом. Если сравнить человека с другими животными, то мы можем констатировать, что его способности выжить в дикой природе крайне низки. У него нет шкуры, острых клыков, когтей, скорость передвижения очень маленькая. С такими скромными способностями любой хищник мог бы с ним расправиться в считаные секунды. Для выживания первобытным людям невозможно было действовать в одиночку, поэтому им требовалось объединяться в группы.
Так как человеку для выживания необходимо было действовать сообща, он должен был приобрести способность подавлять взаимную инстинктивную агрессию. Это означало, что количество ущемленных аффектов возрастало в разы. Теперь механизма удовлетворения желаний в символической форме через сны оказалось недостаточно. Человеку потребовались другие методы выброса нереализованной энергии ущемленных аффектов для сохранения психического здоровья. Её стали выпускать в символической форме при помощи определенного набора ритуалов, которые со временем все больше усложнялись. Выделилась определенная каста людей, называемая «шаманами» или «жрецами», которая проводила ритуалы и таким образом осуществляла своеобразную психотерапию всей общины, и тем самым сохраняла стабильность общества.
Одновременно вырабатывалась общественная мораль, суть которой была в полном запрете на взаимную агрессию к соплеменникам, а также в перенаправлении накопленной агрессии на другие общины. Эта система морали, все более усложняясь, вскоре превратилась в первобытную религию. Она состояла из мифов, которые наглядно представляли и оправдывали необходимость существующих запретов. Первобытная религия не была нигде описана и не закреплена в виде каких-то доктрин, а значит, не была осознанна человеком. Каждый с детства впитывал запреты из опыта общения с взрослыми, принимая участие в обрядах, знакомясь с принятой мифологией.
Не будучи осознанной, первобытная религия коренным образом отличалось от индивидуального бессознательного, а стала содержанием бессознательного общественного. Структуры в психике, порожденные принятием каждым человеком общей морали, довлели над каждым индивидуальным сознанием, над каждым индивидуальным Я, формируя тем самым общее социальное поведение.
Эти структуры в теории Фрейда и получили название «сверх-Я». Также мы будем называть эти структуру «внутренним цензором» или «надсмотрщиком». Внутренний цензор – это активная часть психики. Он ведет непрерывную борьбу с инстинктивными побуждениями человека и блокирует их проявления. За счет блокировок, как мы уже говорили, в психике образуются мотивационные диссонансы или ущемленные аффекты с определенным зарядом. Надсмотрщик, питаясь психической энергией подавленных инстинктов, сам способен осуществлять подавление «запретных» желаний.
Именно появление «сверх-Я» превратило человека из животного в общественное существо. Символическое удовлетворение инстинктивных позывов, уравновешенное запретами «сверх-Я» обеспечивало стабильное существование первого социума.
В противостоянии биологических потребностей бессознательного и социальных потребностей «сверх-Я» родилось индивидуальное сознание, которое поддерживает необходимый баланс, для выживания общины.
Структура личности это не то свойство, которое зашито в человека на уровне ген. Для того чтобы новорождённый превратился в настоящего человека, он должен родиться в обществе и быть воспитан людьми.
Каждый рожденный человек только при помощи взрослых учиться взаимодействовать с реальностью. Посредством действий и общения происходит социализация личности.
Хотите избавиться от негативных установок? Дарю вам книгу, которая стоит 425р. Вы узнаете методику, которую используют психотерапевты.
Социализацией называется процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, идеологии, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации длиться всю жизнь. Даже в настоящее время каждый из нас продолжает с течением жизни усваивать постепенно изменяющиеся нормы поведения в обществе.
Итак, мы кратко рассмотрели процесс развития человеческой личности. В предыдущих статьях мы говорили о содержащихся в бессознательном инстинктах, которые значительно влияют на наше поведение и мотивацию. Мы знаем, что бессознательными мотивами определяется от 70 до 90 процентов нашего поведения. Теперь, для того, чтобы понять, как происходит это влияние и в какую сторону вас ведет ваше бессознательное, нужно узнать о базовых инстинктах, которые лежат в основе мотивации каждого человека.
Следующая статья Инстинктивная природа человека.
Максим Васильченко,
психолог, графолог