Сайт посвящен изучению теории инстинктивной природы человека для того, чтобы уметь лучше разбираться в себе и людях. Эффектом изучения статей становиться повышение адаптивности и развитие личности. Понимание своей природы и мотивации на глубинном уровне возможно также при помощи одного из лучших инструментов диагностики — графологического анализа (анализа почерка). Рассмотрим, что представляет собой методика и как она развивалась в мире и в России.

Перед прочтением статьи, попробуйте ответить на три вопроса.

  • Все учились по одинаковым прописям, но почерки у людей разные. Почему?
  • У людей разные почерки, но при этом есть схожие. Чем это обусловлено?
  • Сможете ли вы писать абсолютно другим почерком, если просто захотите этого?

Возможно, с этих вопросов 5 веков назад началось зарождение графологии как науки. Ну а ответы на эти вопросы вы узнаете далее по тексту.

Прежде всего, письмо от руки по своей сути является психомоторным актом. Психомоторика отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Движения в психомоторике объясняются действием не осознаваемых человеком рефлекторных механизмов. То есть процесс письма это не полностью контролируемый нами процесс.

Психическое состояние человека проявляется в движениях — походке, осанке, жестах, голосе, мимике. Поэтому, даже не будучи диагностом или психологом каждый может считывать информацию с другого человека: настроение, самочувствие, иногда намерения. Внешние невербальные проявления тела практически не контролируются сознанием, поэтому говорят о настоящем отношении человека, дают возможность распознать ложь. Основываясь на том, что в действиях или выборе человека содержится отражение его психологического состояния, было разработано множество проективных тестов: рисуночных, психографических, даже цветовых.

По тому же принципу, движение руки дает огромный пласт информации о психологии человека. Особенности работы нервной системы отражаются в моторике при письме, так как, по сути, движением руки управляет наш мозг.

Изменчивость почерка

В процессе взросления люди наблюдают, что почерк постоянно меняется. По-другому и быть не может ведь развитие, обучение, пережитый опыт оставляют отпечатки в нашем сознании и бессознательном. Также вы можете заметить, что в состоянии напряжения ваш почерк меняется. В определённых условиях рука как бы не слушается. Но при этом нельзя сказать, что почерк меняется полностью, ведь ядро личности остается.

Некоторые люди утверждают, что умеют писать разными почерками, отсюда делают вывод, что вряд ли графология может показать особенности личности, а значит, графолога легко обмануть. Действительно кажется, что легко изменить почерк и ввести специалиста в заблуждение. Но дело в том, что “не графолог” не подозревает, какие параметры подвергаются анализу. Есть признаки, которые больше всего бросаются в глаза. Их человек и решает изменить. Обычно — это размер, угол наклона, ширина букв. Действительно, таким образом можно волевым усилием исказить почерк «до неузнаваемости», но только для не специалиста.

Во-первых, в таком образце будет отчетливо виден сознательный контроль, искусственность, остановки движения, что будет учтено в заключении.

Во-вторых, эти признаки по отдельности и в комплексе дают минимальное представление о личности. Их значение снижается именно из-за возможности сознательного контроля.

В-третьих, вы можете проверить, что невозможно одновременно сознательно контролировать написание более двух-трёх признаков почерка.

Если же все-таки захотите попробовать провести графолога и усомниться в достоверности метода, я могу вас научить. Вам предстоит контролировать все нюансы таких параметров письма как: характер организации на листе, характер формы букв, характер движения, скорость, степень контроля и расслабления, степень однородности, поля с четырёх сторон, размер букв, вертикальный разброс, особенности нижних и верхних отростков, расстояния между строк, направления строк, расстояния между словами, расстояния между буквами, ширину почерка, угол наклона, характер нажима, степень слитности, характер заключительных штрихов и т.д. Даже Юлий Цезарь умел делать только три дела одновременно.

Самое главное, графолог не делает выводы по одному признаку. Изучением признаков и сопоставлением с чертами характера занимались самые первые исследователи, предположившие наличие такой взаимосвязи. Научная графология изучает совокупности признаков, симптомокомплексы. Только на основании наличия взаимоподтверждающих групп признаков можно сделать достоверное заключение о наличии какой-то черты характера.

Графология в России

Вы так мало слышали о графологии потому, как графология в советское время была объявлена псевдонаукой, точно также как сейчас решили, что гомеопатия не является наукой. Получилось, что отставание русскоязычной графологии измеряется почти целым веком. Но в мире, графология развивалась несмотря ни на какие идеологические пристрастия. Ознакомиться с историей мировой графологии помогает единственный русскоязычный Институт графоанализа Инессы Гольдберг 

Изучение почерка как признакологии началось ещё в 16 веке. Это как раз те первые попытки сопоставить отдельный признак и качество личности. Пред-графологами были Иоанн Уарте Сан-Хуан (1575). Камилло Бальди (1620). Иоганн Каспар Лафатер (1777) Адольф Хенце (1850), Ханс Буссе (1903), В.Прейер (1895), Евген Швиделанд (1883 Г.) 

Начиная с 1870-х исследованиями почерка занимались ученые, ставшие графологами с мировыми именами.

Жан-Ипполит Мишон (1806-1881): 1872 — «Признаки почерка», «Труды по графологии», «Графология», 1875 — «Система графологии», 1878 — «Графологическая методика», 1880 — «I Международный графологический конгресс».

Жюль Крепье-Жамен (1885-1941): («Анализ признаков почерка и их общие характеристики: жанры, виды и режимы») 1885 — «Практические труды по графологии», 1887 — «Почерк и характер», 1-е издание, 1896 — ” ” (4-е издание),1896 — «Почерк», 1925 — «Азбука почерка», 1926 — «Элементы почерка без ошибок».

Людвиг Клагес (1872-1956): 1912 — «Введение в понятие скорости», 1917 — «Почерк и характер». Макс Пульвер (1889-1952): 1931 — «Символизм пространства», 1950 — Швейцарское Графологическое Общество (SSG).

С научными обоснованиями применимости графоанализа можно ознакомиться на сайте Института Графоанализа по ссылке.

В заключении отметим неоспоримые преимущества графоанализа как метода психодиагностики.

  • Графоанализ — глубокое исследование почерка, которое даёт информацию о характеристиках личности на уровне бессознательного, в том числе определяющих поступки человека. Если типология Юнга, делая глобальные обобщения, делит человечество, на 16 условных типов, то графология способна определить тонкие индивидуальные особенности внутри каждого типа.
  • Исключение субъективности тестируемого, когда в тесте человек отвечает на вопросы, опираясь на мнение о себе, иногда приукрашивая или недооценивая свои качества и поведение. Таким образом, к графоанализу невозможно подготовиться, а также случайно исказить результаты.
  • Не требуется присутствие испытуемого. Для анализа достаточно предоставить несколько образцов почерка по правилам подачи и ожидать результатов.

В качестве дополнительного подтверждения или дополнения графологическому заключению, графологи применяют графические, проективные, цифровые и другие тесты.

Таким образом, анализ почерка является мощным инструментом психодиагностики с широкими возможностями применения.

Максим Васильченко,
психолог, графолог

[product2]