Каждый молодой человек понимает, что учиться — важно. Но иногда не хочется. На занятиях, при чтении, просмотрах обучающего видео — трудно сосредоточиться. Мысли улетают, ничего не запоминается. Почему так происходит?

Дело в том, что понимания «важности» недостаточно. Обучение — это очень энергозатратный процесс, для которого нужна мотивация — собственный интерес к изучаемому предмету. Это не та мотивация, когда вам обещают «пряник» или грозят «кнутом». Речь о подлинном интересе к предмету. Давайте узнаем, когда такой интерес возникает.

Обучение через «надо» — предполагает включение сознательного контроля, который связан с долгом, совестью, усвоенными идеалами. Когда «надо» спускается сверху в виде требования родителей, учителей, начальства — его воплощение будет сопровождаться раздражительностью, психологическим и мышечным напряжением, которое приводит к истощению, иногда к нервным срывам.

Даже если заставить себя читать, смотреть, зубрить — знания не задержатся в памяти. Без мотивации вы принуждаете себя сосредоточиться, что приводит к противоположному эффекту — отторжению любой информации, которая навязывается.

Для обучения должно появиться «хочу», которое связано с бессознательными устремлениями вашей личности. Гармоничное сочетание сознательного и бессознательного желания представляет основу для искреннего интереса к изучаемому предмету, а значит информация будет усваиваться с меньшими усилиями.

Если стремление бессознательно, как найти предметы для изучения, которые на самом деле нас интересуют? И почему они бессознательные? На самом деле есть универсальные для всех людей побуждения, которые исходят из базовых инстинктов. Познавательная деятельность связана с инстинктом власти — изначального желания контролировать и влиять на окружающую среду. Всё, что связано с этим инстинктом, с детства подавляется воспитанием, поэтому не все люди понимают уровень своих амбиций. Их воспитали так, что они не верят, что способны на что-то влиять в этом мире, у них нет собственных интересов.

Но инстинкты невозможно подавить полностью, поэтому в человеке постоянно ведется внутренняя борьба, которая и является причиной психологического неблагополучия. Человека всё равно тянет к определенным темам. Вопрос только в том, что побеждает — силы контроля или здоровые жизненные импульсы. Если побеждает жизнь, то человек понимает свои амбиции, у него есть внутренняя смелость самому выбирать сферу интересов, определять, чему учиться.

Хотите избавиться от негативных установок? Дарю вам книгу, которая стоит 425р. Вы узнаете методику, которую используют психотерапевты.

Познание всегда целенаправленно — служит приближению к целям, исполнению желаний. Хорошо усваивается та информация и навыки, которые будут способствовать вашему личному продвижению, занятию более выгодных позиций в обществе. Желания в большинстве случаев прямо или опосредованно связаны с самоутверждением, повышением статуса в группе.

Если пятерка по математике повышает признание мальчика в группе, мнение членов которой для него важно, то он будет стремиться её получить. У детей в эту группу сначала входят только родители и учителя, но лет в 12 запускается другая природная программа и они начинает соревноваться со сверстниками, ориентироваться на их мнение. Людям нужен успех, особенно мужскому полу.

Другими словами, мотивация на обучение возникает только в том случае, если бессознательно и сознательно вами ощущается реальная польза этих знаний. Для усвоения человеку необходимо ощущать связь между изучаемым предметом и тем, как эти знания будут применяться в жизни. Иначе, информация исчезнет из памяти сразу после урока или экзамена — потому что цель была — ответить на уроке, сдать экзамен. Для дальнейшей жизни её польза не осознается.

Озабочен ли кто-то тем, чтобы школьники и студенты понимали эти связи? Нет, потому что такой задачи не ставится, и преподаватели сами не могут сформулировать эту связь. У школьного и университетского образования пропала внятная социально-полезная цель. Подготовка к ЕГЭ и одипломливание — не являются такими целями.

У человека, тем более молодого, есть изначальная природная потребность в обучении. Учатся для того, чтобы достигать желаемого. Если вам не хочется учиться, значит предмет не интересует, значит не сформировалось понимание как он поможет продвинуть ваши личные интересы. Настоящее обучение начинается только после ответа на вопрос «Для чего?». Взрослые чаще учатся чему-то конкретному. Если для работы нужно уметь делать расчеты в Excell, он этому быстро обучается, но только в рамках каждодневных задач. Ему не нужны все возможности программы.

Как только поймете, чего хотите, каковы ваши интересы, жизненные цели — сразу поймете, чему учиться. Достижение целей предполагает ответственность за результат. У ответственного человека есть тяга к обучению, потому что ему важно быть профессионалом, важно довести дело до конца, важно не подвести других людей.

Максим Васильченко,
психолог, графолог