В жизни у вас получится очень многое, если вы будете действовать, ошибаться, и после корректировки повторять снова. Поэтому необходимо убирать из своей психики всё, что мешает началу активности.
Список внутренних барьеров, которые должны стать мишенью: неуверенность в себе, страх наказания, страх оценки, высокая самокритика, непереносимость неопределенности, прокрастинация, негативные убеждения.
Каждый раз, когда возникает импульс что-то предпринять, но вы его гасите и откладываете действие, нужно спросить себя — Что мне мешает внутри меня?
На этот вопрос сложно ответить честно сразу. Человек автоматически придумывает псевдорациональное объяснения правильности откладывания. Это значит, что они выглядят вполне разумным, но на самом деле, это когнитивные искажения.
Представьте, что ту же самую причину отказа от активности озвучил ваш знакомый, с которым у вас хорошие отношения. Задавайте ему как можно больше уточняющих вопросов, чтобы выяснить, правдивы ли его мысли.
Пример диалога с воображаемым собеседником:
— Я передумал пробовать написать сценарий для фильма.
— Почему? Что тебе мешает?
— Сценаристов очень много, огромная конкуренция, поэтому мой сценарий никому не будет нужен.
— У тебя есть доказательства, что конкуренция огромная?
— Мне так кажется. Я слышал в одном интервью, что в кинокомпании присылают много плохих сценариев. Поэтому их даже не читают.
— То есть, ты достоверно не знаешь, что это правда?
— Я думаю, правда, потому что говорил человек из киноиндустрии.
— Ты сказал, что присылают много плохих сценариев, а ты уверен, что и твой будет таким?
— Я не знаю, но скорее всего мой первый сценарий будет точно хуже, чем у большинства других авторов.
— Ты когда-нибудь слышал истории о том, что первый же сценарий человека заинтересовал киностудию?
— Такие случаи были. Знаю, что по первому сценарию Бэна Аффлека и Мэтта Деймона сняли фильм «Умница Уилл Хантинг». Но это в США, у нас такого не бывает.
— Ты уверен, что в России не было случаев, когда первый же сценарий автора взяли в работу?
— Нет, я не настолько хорошо знаю истории создания всех фильмов.
— Получается, что у тебя нет доказательств, что твой сценарий не будет нужен?
— Нет, это никто не может знать заранее.
— Еще ты говорил, что конкуренция огромная, но в основном присылают плохие работы. Тогда, получается, наоборот маленькая.
— Почему?
— Конкурируют между собой только сильные сценарии. Слабые никому не нужны. Может сложно, чтобы тебя не приняли за очередного слабака?
— В том и дело, что я не чувствую у себя способностей создать сильный сценарий.
— Есть доказательства того, что у тебя нет способностей к написанию сценариев?
— Нужно пробовать, чтобы узнать. Я прочитал несколько книг по сценарному мастерству, мне это интересно, есть хорошие идеи.
— Зная, что нужно пробовать, ты только что отказался от попытки из-за мыслей, которым у тебя нет доказательств?
— Да, потому что я чувствую, что это бесполезная трата времени.
Диалоги с самим собой нужно проверять на наличие ошибок мышления. В аргументах нерешительного сценариста шесть когнитивных искажений:
1) Предсказание будущего — он заранее уверен в своей неудаче.
2) Негативный фильтр — считает, что если многим авторам отказывают, то и его ждет такая же участь.
3) Глобальный вывод из единичного случая — он поверил, что сценарий не прочитают из-за слов одного человека из индустрии.
4) Мышление по принципу «все или ничего» — убеждение, что первый сценарий должен принести успех, иначе нет смысла начинать этим заниматься.
5) Сравнение не в свою пользу — мысли, что его работа будет слабее, чем у других начинающих авторов.
6) Эмоциональное обоснование — бесполезность написания сценария объясняет неопределенным чувством.
Эти мысли неправильные, потому что их невозможно доказать или легко опровергнуть.
Почему человек думает с ошибками? Он глупый и необразованный? Нет, дело в том, что срабатывают психологические защиты, которые мешают осознать глубинные представления о себе и окружающем мире.
Психотерапевтическая беседа может вскрыть его убеждение о том, что он недостаточно одарен для творческой работы. Исходя из этой установки, он генерирует ложные обоснования отказа от действий для осуществления своей мечты.
После изменения глубинного убеждения на более гибкое и реалистичное, а также проработки всех ошибок мышления, человек начинает действовать решительно. Он больше не подвержен прокрастинации, когда дело доходит до осуществления его заветных целей.
Например, он осознает, что для начала творческой деятельности не обязательно, чтобы родители, учителя, друзья, заранее признавали у него наличие каких-то способностей. Не нужно получать справку о креативном мышлении, чтобы просто попробовать себя в сценарном деле. Он найдет доказательства, что творческие способности раскрываются только в процессе практических действий.
Затем поймет, что он взрослый человек, которому необходимо научиться самостоятельно поддерживать себя, а не искать одобрения у близкого окружения. Он придет к выводу, что для повышения шансов на успех, нужно больше узнать об индустрии кинопроизводства.
А еще он найдет поддержку в мысли о том, что в его жизни все стабильно, у него есть образование и работа. Поэтому неудачная проба пера никак не угрожает его безопасности. Самое плохое, что может случиться — ненадолго испортится настроение.
После избавления от всех негативных мыслей он станет спокойно относиться к своей затее. У него не останется причин откладывать написание первого сценария.
Человек хотел отказаться от попытки и придумал множество аргументов, которые невозможно доказать. После исправления ошибок мышления, он с азартом и легким волнением готовится к увлекательной работе.
На консультациях при помощи графоанализа помогаю людям определиться с любимым делом и обучаю быть психотерапевтом самому себе — то есть навыкам работы с приступами сомнений и неуверенности, которые блокируют действия. Вы будете способны мыслить реалистично и самостоятельно выводить себя из болота негативного мышления.
Для записи на консультацию, отправьте + мне в личные сообщения @maksim_vasil4enko
Максим Васильченко,
психолог, графолог