humanscan@yandex.ru

Пишите письма и задавайте вопросы

Почему мы способны заставить себя работать на нелюбимой работе?

Когда дело нам не интересно, мы испытываем скуку. Естественный ответ на скуку — желание прекратить им заниматься. Если по каким-то причинам не можем, нам приходится себя заставлять. Чем дольше это длится, тем больше напряжение, сопротивление, неудовольствие. Принуждая себя, мы тратим много жизненных сил на внутреннюю борьбу. Думаю, вы знаете ощущение занятий из-под палки по опыту в школе, университете или на работе.

Вспоминаю свое внутреннее сопротивление от подработок в студенчестве. Каждый день, когда ехал к 16:00 в колл-центр, нападала зевота, хотелось спать, появлялись неприятные ощущения в животе. На рабочем месте преодолевал ступор, чтобы снять трубку и звонить. На другой работе, в консалтинговой фирме, весь день проводил в тревоге. За компьютером у меня то сохли, то слезились глаза. Внезапно начиналась головная боль. Томительно ждал обеденного перерыва, чтобы выйти из офиса. А после работы ощущал прилив сил. Перед сном снова приходила тревога.

Почему мы, понимая, что дело не нравится, причиняет дискомфорт и даже страдания, продолжаем им заниматься? Потому что нас научили этому в детстве. Естественная реакция вшита в организм как безусловный рефлекс — отходить от раздражителей, уходить от неприятных ощущений. Чтобы ее преодолевать, нужно специально учиться. Долго заставлять себя способны те, кто научился глушить свою чувствительность.

Я привел примеры собственных неприятных ощущений, до и во время работы. В колл-центре я продержался одну неделю, потому что дискомфорт почувствовал сразу. В консалтинге работал два месяца, так как заметить несовместимость с задачами было сложнее. Обе работы я бросил благодаря интенсивным телесным и эмоциональным реакциям. Однако, тогда я воспринимал их как проявления слабости и пытался подавить.

Чувства, эмоции, телесные ощущения — это наш природный компас. Замечая свои реакции, мы понимаем, что нам нравится, а что нет. Они помогают делать выборы, которые делают нашу жизнь комфортной, наполненной, благополучной. Когда способность чувствовать «выключена», человек живет по инерции или под влиянием других людей. Он может ощущать себя в относительной безопасности, но не может быть счастлив.

Мы не научаемся замечать собственные телесные и эмоциональные реакции, когда развиваемся в условиях нехватки безусловного принятия. Например, ребенок замечает, что порцию внимания возможно получить, только если хорошо себя вести, если учителя не жалуются, если в дневнике стоят пятерки. То есть нужно выполнить условия, которые ставят взрослые. Так человек привыкает делать все на оценку.

Сложность в том, что для ребенка многие ситуации новые, он не знает всех правил. Негативные реакции взрослых для него часто неожиданны. Требования не ясны, но «хорошую оценку» получить нужно. Тогда ребенку приходится напрягаться и угадывать, как же действовать, чтобы не навлечь гнев взрослых. Жизнь в таких условиях приучает ребенка беспокоиться о реакциях окружающих на свое поведение, слова, проявления. Человек, озабоченный вопросом, «каким мне быть, чтобы меня приняли», не научается замечать сигналы организма и не узнаёт «какой я на самом деле».

Невнимательность к собственным чувствам, эмоциям, ощущениям тела, желаниям — одно из следствий оценочной зависимости. Человек не учится заботиться о себе, если реакция окружающих для него важнее, чем собственный комфорт и благополучие. Вытеснение чувств — проявляется как чрезмерная рассудочность, холодность, брутальность, нечуткость к состояниям других людей. Представьте человека, у которого заблокированы вкусовые рецепторы. Он будет способен есть что угодно, не чувствуя горечи и отвращения. Точно также человек без чувств не понимает свои предпочтения, не слышит желания, а значит, способен принуждать себя к чему угодно.

Я описал только одну из возможных связок. Последствия нечувствительности проявляются во всех сферах жизни. Человек умом понимает, что есть проблема, однако не видит ее корни. Психодиагностика при помощи анализа почерка помогает увидеть общую картину, установить связи между жизненной ситуацией и своим психологическим состоянием. Исходя из неё, я помогаю составить план работы над собой.

Психика – мощный саморегулирующийся и адаптирующийся механизм. Поэтому человек способен долгое время жить в неволе. История показывает, что люди выживают в тяжелых условиях, например, в тюрьмах и лагерях с принудительными работами. Представляя их страдания, собственные проблемы кажутся незначительными. Однако есть ли смысл, своими руками устраивать себе индивидуальный лагерь, выполняя работу, которая вызывает отторжение?

Максим Васильченко,
графолог