Начало в предыдущей статье Механизмы бегства от свободы: подчинение и господство.

Разрушительность

Следующий механизм бегства от свободы — разрушительность. Невротическая личность устраняет ощущение своей ничтожности и бессилия в сравнении с окружающим миром за счет уничтожения внешней угрозы и объектов для сравнения.

В мелком масштабе это проявляется в стремлении нанести вред человеку, который в социальной иерархии стоит выше. Само существование такого человека вызывает у невротика обострение комплекса неполноценности, ведь появляется объект, с которым он себя сравнивает, а сравнение всегда не в свою пользу. Обычно, невротик вследствие своей неадекватности, находится на низовых уровнях, не обладает ни внутренней силой, ни ресурсами для причинения существенного вреда, поэтому чаще всего агрессия выражается в вербальной форме — критике и оскорблениях. Сегодня невротикам особенно просто заниматься компенсацией комплекса неполноценности в интернете.

Более крупные масштабы иррациональной разрушительности могут проявиться, когда появляются люди, готовые организовывать и использовать в своих целях массы невротиков. Дело в том, что для невротика выбор объекта разрушения не имеет значения, первично само стремление к разрушению, которое всегда найдет направление. Такой разрушитель с радостью примкнет к группе, которая отвечает его внутренним потребностям. Для маскировки настоящих мотивов используются какие угодно рациональные объяснения — любовь, совесть, долг, патриотизм. Разрушитель поверит в любую идеологию, чтобы оправдать свое участие.

Механизм возникновения разрушительности Эрих Фромм объясняет через два понятия — тревожность и скованность. Неосознаваемая тревожность порождается ощущением ничтожности, постоянным чувством, что большой мир угрожает маленькому человеку. В своих глазах, человек вынужден защищаться, поэтому имеет моральное право на разрушения. Скованность невротика, отсутствие уверенности в себе приводит к блокировке чувственных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей. Нереализованная энергия накапливается и вырывается в извращенных формах — агрессии и насилии. Уровень стремления к разрушению пропорционален степени внутренней закрепощенности и силе блокировок базовых инстинктов.

История показала, что чем выше уровень социальных и религиозных запретов, тем больше население подвержено психозам, тем более люди внушаемы и легко управляемы, тем они агрессивнее. Чем дольше длиться подавление, тем сильнее будет социальный взрыв.

Автоматический конформизм

Следующий механизм бегства от свободы — автоматический конформизм. Это самый распространенный и безопасный с социальной точки зрения механизм, к которому бессознательно прибегает большинство людей. Преодоление тяжести и тревоги происходит при помощи отказа от собственного «я», утраты личности и превращение в человека-робота, подобного миллионами таких же роботов. Человек сливается с массой, становиться таким же, как и все.

Этот отказ сопровождается утратой способности самостоятельно мыслить, испытывать настоящие чувства и желания. Человек в своих проявлениях неосознанно подстраивается под ожидания окружающих. Мыслит, чувствует и желает, то что в его представлении — правильно. Правильность зависит от воспитания, принадлежности к социальной группе и других условий. Конформизм навязывают с детства, настолько плотно и органично вплетают в период социализации и взросления, что человеку бывает очень трудно обнаружить его проявления в себе.

Большинство людей считают, что их мысли, чувства и желания — подлинные. После детального разбора оказывается, что мысль не является продуктом внутренней работы, чувство изображено в соответствии с ожиданиями окружающих, а желания навязаны.

Наглядные примеры конформизма в мыслях и мнениях показаны в обучающем фильме «Я и другие» 1971 года. Пример одного опыта. В группе несколько подставных и один испытуемый. Перед ними ставят две пирамидки — белую и черную. Каждому участнику эксперимента исследователь задает вопрос «Какого цвета пирамидки?», но испытуемого спрашивают в последнюю очередь, чтобы он услышал ответы подставных. Подставным дана инструкция, на вопрос отвечать — «Обе белые». Большинство испытуемых, глядя на белую и черную пирамидку, отвечают так же как и предыдущие участники — «Обе белые». Каждый, кто смотрел этот фильм, уверен, что он бы точно не поддался групповому давлению. Но многократное повторение этого опыта показывает, что абсолютное большинство предпочитает отказываться верить своим глазам и соглашается с мнением большинства.

Люди испытывают только те чувства, которые нужно и можно испытывать. Вынуждены постоянно изображать эмоции, которые не напрягут и не разочаруют окружающих. Родители, не задумываясь, учат детей врать себе в своих чувствах. Наблюдаемый пример из песочницы. Мальчик осыпал девочку песком. Это замечает мама и начинает учить правильному поведению — «Извинись перед девочкой!». Принуждение длиться некоторое время, мальчик сдается и выдавливает из себя — «Извини….». На что мама реагирует еще большим напором — «Нет, извинись по-настоящему!». Т.е. мама учит сына изобразить то, чего нет. Требует соврать таким образом, чтобы другой человек не заметил этого. В дальнейшем эти уроки уходят на уровень автоматизма и человек уже всегда выдает «правильную» реакцию.

Желания также по большому счету навязываются окружением. Желается, то что можно желать. Настоящие амбиции человека становятся скрыты от него самого и подменяются теми, что чаще всего предъявляются в медиа — материальный успех, дорогие вещи, накопительство, красивая жизнь. Нередко бывает, что желание продиктовано обстоятельствами. Например молодой человек думает, что хочет жениться. Но на самом деле цепочка событий и принятые традиции логически привели к этому шагу: период ухаживаний, отношения, знакомство с родственниками, женитьба.

Утрата собственной личности посредством автоматического конформизма приводит к потере уверенности в себе и постоянному чувству тревоги и неудовлетворенности. Человек зависимый от чужого мнения, вынужден постоянно приспосабливаться, добывать одобрение окружающих. Мысль сделать что-либо вразрез с общественным мнением вызывает панику и еще больше зарывает в собственных иллюзиях.

Отрешение

Следующий механизм — полное отрешение от мира. Этот механизм позволяет человеку войти в состояние, когда внешний мир полностью утрачивает угрожающие черты. Крайняя форма такого ухода проявляется в психозах.

Другой, более мягкий вариант, когда человек уходит в собственный воображаемый мир. Бегство от реальности проявляется в чрезмерным увлечением заменителями этой реальности: компьютерными играми, художественной литературой, фильмами, сериалами. Такие люди плохо осознают свои мысли и чувства, не имеют своего мнения. Они пустые внутри и ощущают себя живыми только когда что-то внешнее наполняет их.

Каждую минуту свободную от принуждения к учебе или работе, человек тратит на погружение в свои миры. Становится трудно остаться наедине с самим собой, т.к. его охватывает мучительная тревога и паника. Если нет возможности погрузиться в виртуальную реальность, подходит любое другое впечатление — бессодержательный разговор, бессмысленное занятие, сон. Обычно такие люди заводят много поверхностных знакомств с людьми которые также поверхностны. Человек становится зависимым от потока внешних впечатлений. Ему, как наркотик, нужна постоянная стимуляция извне, чтобы избежать контакта с собой.

Нарциссизм

И последний механизм бегства от свободы, которого коснемся — психологическое возвеличивание себя до такой степени, что мир, окружающий человека, становится мал в сравнении с ним. Такое свойство личности называется эгоцентризм, нарциссизм. Психологическая работа механизма заключается в том, что человек защищается от осознания собственной никчемности при помощи сверхкомпенсации значимости своей личности. Человек ощущает себя обладателем исключительных качеств, благодаря которым, все окружающие становятся ему должны. Эгоцентрик часто хорошо умеет подать себя, рассказывает о мнимых достижениях так, что ему верят. Умеет пользоваться оказанным доверием, к окружающим людям относиться потребительски. Общение продолжается ровно до тех пор, пока нарцисс получает материальную или психологическую выгоду.

Здоровая личность

В наши дни общество становиться свободнее, внешние запреты практически исчезли, однако внутренняя скованность сохранилась. Но внешняя свобода без внутренней — бессмысленна.

Легко заметить, что свободные и раскрепощенные люди стремятся к созиданию и самореализации и у них наблюдается сниженный уровень агрессии. Они уверены в себе, понимают, чего хотят. Осознают свои чувства и могут выражать их непосредственно. Мысли таких людей не обязательно сложны и оригинальны, могут совпадать с мнением большинства, но эти мысли происходят от внутренней работы. Здоровая самооценка позволяет чувствовать себя комфортно с самим собой и в обществе. Здоровый человек восприимчив к критике, поэтому способен к развитию и самосовершенствованию. Такой человек заинтересован в собственном развитии, а также развитии окружающей среды и людей.

Это некоторый идеал, но каждому стоит начать делать шаги для приближения к этому образу.

Итог

Итак, развитие общества и экономики постепенно приводило к растущей индивидуализации, которая ведет либо к бегству от свободы, либо к гармоничному развитию человека, как самостоятельной личности. Индивидуализация приводит к тому, что человек отрывается от ощущения единства с природой, которая давала безопасность. Но также снимаются внешние ограничения, возрастает свобода, которая позволяет развиваться и проявлять свою индивидуальность. Излишнее развитие индивидуальности приводит к атомизации общества, когда каждый сам по себе, когда невозможны совместные действия. Это путь к бегству от реальности и невротизации общества.

Условия здорового развития личности предполагает с обретением внешней свободы развитие внутренней силы и творческой активности личности, которая способствует успешной социальной интеграции и самореализации человека. Для этого необходимо раскрепощаться. Когда ценятся творческие качества личности, как никогда важно развивать внутреннюю свободу и избавляться от невротичности. На смену обществу масс должно прийти общество свободных личностей.

Сегодня не приходится ждать, что какой-то социальный институт скоро обеспечит оптимальные условия для развития гармоничной личности. Пока освобождение от внутренних ограничителей — личное дело каждого человека.

Следующая статья Общение в нашей жизни

Максим Васильченко,
психолог, графолог