Предыдущая статья Механизмы психологической защиты.

Каждый новорожденный человек с взрослением и развитием переживает одинаковое чувство, которое дает почву для развития определенных свойств психики и задает главную цель его жизни. Это изначальное чувство неполноценности. Вы наверняка слышали о комплексе неполноценности, как о психологической проблеме, но скорее всего не слышали о том, что есть еще такое чувство, которое изначально присуще каждому человеку. Это чувство возникает как одно из проявлений инстинкта власти. Давайте разберемся с его природой.

Итак, ребенок с рождением сталкивается с неизвестным ему миром, которые дает ему жизнь и в тоже время что-то от него требует. Каждый новый человек с самого начала чувствует, насколько плохо он приспособлен к жизни. Для того, чтобы удовлетворить свои инстинкты он не способен сделать ничего без помощи взрослых. У него есть два пути. Первый заключается в том, чтобы учиться самому, становиться сильнее и быть способным самостоятельно обеспечить себе условия наилучшей адаптации. Второй путь состоит в том, чтобы продолжать эксплуатировать собственную слабость и заставлять взрослых заботиться о нем. У каждого ребенка наблюдается использование обоих методов. В здоровом организме при нормальных условиях развития возобладает именно первый способ.

Для нового человека мир видится враждебным и состоящим из одних только препятствий. Обучаясь преодолевать препятствия, ребенок вынужден прилагать больше усилий, чем это нужно взрослым. Так, ребенок прилагает больше сил, чтобы открыть дверь или поднять тяжелый предмет, обучиться каким-то навыкам. Отсюда в ребенке возникает изначальное чувство собственного несовершенства. Он видит, что слабее окружающих и хуже остальных адаптируется в жизни, поэтому признает право взрослых отдавать ему приказы и ожидать послушания. В тоже время он видит, что хоть к нему и относятся как к низшему существу, но заботиться о нем из-за его слабости. В нем возникает стремление быстрее вырасти, стать сильнее, и занять лучшее положение для своей адаптации. Это выражается в соперничестве с другими людьми и стремлении доминировать, подчинять себе окружающих. С первых дней жизни у ребенка пробуждается желание быть в центре, он постоянно требует внимания родителей. Мы видим, что именно чувство собственного бессилия, неуверенности, неполноценности определяет цель существования человека. Цель эта состоит в том, чтобы добиться такого положения, когда он превосходит свое окружение, что дает ему ощущение покоя и уверенности в себе.

Также нужно понять историческое положение человека по отношению к окружающему миру. Мы видим, что человек от природы не наделен способностью к очень быстрому передвижению, у него нет сверхсильного обоняния и зрения, нет острых клыков и огромной силы, у него нет толстой жировой прослойки и шерсти, чтобы защититься от холода.  Для приспособления и выживания людям нужно огромное количество приспособлений. Даже глядя на то насколько долгий период требуется человеку, чтобы стать самостоятельным, мы понимаем, насколько люди зависимы друг от друга. Поодиночке каждый человек в очень короткий срок стал бы добычей более приспособленных хищников или погиб от холода.

В сравнении с другими формами жизни человеческий организм оказывается неполноценным. Чувство этой неполноценности всегда присутствует в сознании каждого человека, что дает ему стимул к постоянному поиску способов лучшей адаптации к жизни на Земле. Этот стимул подталкивает людей стремиться занять наиболее выгодное положение по сравнение с остальными видами животных.

Человек общественное существо, поэтому помимо стремления к власти над окружающими в нем должно быть развито социальное чувство. Только действуя сообща люди стали способны выжить в дикой природе. С возникновением сообществ людей появилась речь, необходимая для совместных действий. С возникновением речи и мышления люди стали способны к организации и стали наилучшим звеном эволюции живых существ. Именно возникновение инстинкта власти и социального чувства дало возможность появлению современной цивилизации.

Оптимальное соотношение социального чувства и воли к власти обеспечивает человеку высокое положение в обществе и достижение социального успеха. Эти две силы в психике дают направление применения творческих сил каждого человека.

Таким образом, обучение детей должно быть направлено на то, чтобы скомпенсировать чувство неполноценности, сформировать рассудок, помочь им обрести уверенность в себе, научиться жить и помочь взобраться на вершины социальной лестницы.

Правильное воспитание и обучение дают человеку чувство оптимизма – уверенности, что любые трудности ему по плечу. Противоположность этому – пессимизм – порождает страх за свое будущее, чувство неуверенности в завтрашнем дне, робость, погружённость в себя, недоверчивость и другие черты, при помощи которых человек пытается защититься. При таком складе его цели оказываются вне досягаемости.

Если не преодолевать чувство неполноценности, его воздействие постоянно усиливается. Боясь никогда не преодолеть свою слабость, человек впадает в крайности, которые проявляются либо в преувеличенном и обостренном желании власти, невзирая на социальное чувство (пример Адольф Гитлер), либо в полном отстранении от социальной жизни: уход в мир иллюзий. И тот, и другой путь ведет к дезадаптации человека, его быстрому опусканию и гибели.

Как мы обсуждали выше, не все проходит так, как должно быть. Модели воспитания более инертны и медленно адаптируются к условиям новой реальности. Сейчас каждому человеку нужно самостоятельно искать способы повзрослеть до уровня адекватного восприятие реальности.

Мы уже не один раз упоминали, что неадекватные модели воспитания человека наносит вред психике человека. Чтобы глубже погрузиться в эту тему и разобраться что к чему, нужно обратиться к истории развития человеческих сообществ. Способы существования общества и возможности адаптации в нем человека определяются экономическим укладом. Далее мы обоснуем, почему это именно так.

Существование человечества изначально определялось экономическими мотивами. Из предыдущих статей мы узнали, что на все виды человеческой деятельности накладывает отпечаток инстинктивные побуждения, в частности инстинкт власти как склонность к преобразованию внешнего мира. Инстинкт власти возник из природной агрессивности человека, которая под воздействием структуры «Сверх-Я» дало толчок к возникновению социального чувства. Человек стремиться преобразовывать реальность, оставаясь при этом членом какого-то общества. И признание его этим обществом зависит от того, сколько пользы он приносит своими действиями. Всякий человек, который не вносит своего вклада в развитие общества, воспринимается как антисоциальная личность, как бездельник и преступник. Эта оценка исходит из инстинктивного понимания несовместимости такого существования с требованиями общественной жизни.

Ценность вашей личности определяется степенью вашего участия в преобразовании мира. Именно ваша деятельность, если она несет в себе пользу для других членов общества, определяет ваш статус. В деятельности, в достижении своих целей человек способен обрести смысл жизни, а значит и личное счастье.

Исходя из этого положения, мы рассмотрим, как изменялась психика человека и модели воспитания в разные экономические эпохи, затем перейдем к настоящему времени. Осознание реалий времени, в котором мы живем, поможет вам выбрать адекватное времени направление развития, лучше понять свое место в жизни.

Следующая статья Психология человека в разные эпохи.

Максим Васильченко,
психолог, графолог