humanscan@yandex.ru

Пишите письма и задавайте вопросы

22. Психология человека в разные эпохи.

Предыдущая статья Изначальное чувство неполноценности.

Для лучшего понимания психики человека, нужно рассмотреть её развитие в контексте экономических преобразований общества. Почему именно в этом контексте? Дело в том, что система общественных отношений напрямую зависит от того, как устроена экономика. Сейчас ни в школах, ни в университетах, даже на социологических факультетах не рассматривается эта взаимосвязь, поэтому для многих изложенное далее станет открытием.

Экономика – это базис, который определяет развитие остальных сфер общества. А от его устройства выстраивается система воспитания и социализации людей. Можно сказать, что от экономического уклада в большой степени зависти психология всего общества и отдельного человека.

Каждый человек должен иметь возможность спать, есть, пить, защищать себя от врагов и т.д. Чтобы иметь такую возможность, он должен трудиться и создавать все для этого. Однако «труд» – это не абстрактная категория; труд всегда конкретен, это вполне определенная работа в определенной экономической системе. Крепостной крестьянин в феодальном хозяйстве, земледелец в индейском пуэбло, независимый предприниматель в капиталистическом обществе, продавщица универмага, рабочий у конвейера на заводе, дизайнер на фрилансе – эти различные виды деятельности требуют совершенно различных характеров и приводят к различным отношениям с окружающими.

Стоит человеку родиться, и он оказывается на уже готовой сцене. Он должен есть и пить, поэтому должен работать; а условия и способы его работы определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора – его потребность жить и социальная система – не могут быть изменены одним, отдельно взятым индивидом; эти факторы и определяют развитие тех его черт, которые имеют большую пластичность.

Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, так как потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить. Это вовсе не значит, что он не может стремиться вместе с другими к каким-то экономическим и политическим переменам; но первоначально его личность формируется определенным образом жизни, поскольку семья всегда имеет характерные признаки своего общества или класса, так что ребенок неизбежно сталкивается с ними.

Далее, давайте рассмотрим особенности различных экономических эпох и формируемую ей психологию человека. Описание будет максимально простым и понятным, без излишней детализации. Главное, чтобы вы поняли суть происходящего процесса.

Общества как социальные системы в своем развитии проходят 3 этапа: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Переход от одного этапа к другому всегда влечет за собой значительные перемены в психологии каждого человека. Давайте проследим, какие именно.

Следующая статья Психология человека в традиционном обществе.