Предыдущая статья Негативные установки.

После знакомства с предыдущими главами у многих читателей создается впечатление, что от них в этой жизни уже ничего не зависит. Очень заманчивым становится, списать свое бездействие на воспитание и неправильную культуру. Склонность обвинять родителей проявляется практически у всех, кто начинает соприкасаться с психологией, ведь там часто говорится о том, что все проблемы из детства. Кто-то даже начинает открыто предъявлять претензии к родственникам за то, что они создали препятствия для их самореализации. Почему-то некоторые думают, что если вдруг родители признают вину в своих ошибках, то жить сразу станет легче. На самом деле это не так. Это очередной капкан бегства от ответственности за свою жизнь. Давайте разберем почему.

На ребенка с детства накладывается множество ограничений, но нужно понимать, что когда ребенок маленький – многие запреты идут ему на пользу. Родители в первую очередь оберегают своих детей от всевозможных опасностей. Ребенок маленький и слабый и каждый взрослый человек может его зашибить. Его приучают не высовываться, не хвастаться, не проявлять свою волю, не вступать в противостояние со старшими, не бывать в плохих компаниях и т. д. – все это снижает риск покалечиться или вообще пропасть без вести, поэтому от установок, навязываемых родителями, есть прок.

Да, это имеет и негативные последствия для развития, но для того, чтобы их преодолеть в природе есть специальный механизм – пубертат или как еще обычно называют – период полового созревания. В это время должен происходить снос большей части установок, навязанных родительским воспитанием.

В предыдущих статьях уже описывались этапы развития ребенка, на которых задавливается воля к власти и блокируется сексуальный инстинкт. Здесь мы еще раз обратим внимание на некоторые изменения, которые происходят в процессе взросления.

В 13-14 лет подросток становится резко критичным ко всему, что говорят родители.  В его глазах они выглядят, как не совсем адекватные люди, так как не понимают, как надо жить, как правильно делать, куда надо двигаться в этой жизни. Для подростка становиться ближе точка зрения его сверстников и более старших ребят. Он начинает стремиться больше времени проводить в компании друзей. Если бы подростки жили в природных условиях, то они бы организовывались в банды и уходили из своих семей. Если человек развивается в естественных условиях, без значительного подавления инстинктов, то к 16 годам он психически готов к самостоятельной жизни. Он уже может идти получать собственный опыт и набивать первые шишки.

Да, действительно, опыт детства имеет большое значение в последующей жизни, но не решающее. Нет абсолютно никакого смысла обвинять своих родителей в огрехах воспитания. Они не признают своей вины, а ваши упреки будут игнорироваться, ведь, как говорят –  «Яйца курицу не учат». Ваши родители абсолютно уверены, что каждое их действие было совершено из лучших побуждений. Даже если ваши родители допускали серьезные ошибки в воспитании и травмировали вашу психику, они все равно в этом не признаются даже себе. Также, в качестве оправдания, они всегда могут сослаться на свой детский опыт. Модели воспитания предаются из поколения в поколение, и редко кто-то задумывается – правильные они или нет. Как человека воспитывали в детстве, таким же образом и он воспитывает своих детей. Так по цепочке перенимаются семейные установки на реальность. Можно обвинять своих родственников до 10-го колена. Но какой в этом смысл? Избавления от проблем не произойдет.

Кроме этого надо иметь в виду, что, все-таки, модель воспитания ваших предков рожденных в советском союзе была адекватна своему времени. В период бурного развития индустриализации обществу были нужны дисциплинированные люди, способные трудиться на производстве. Под эту задачу выстраивалась вся социальная система.  Воспитание было адекватным для общества, в котором требовалось минимум инициативы, а нужно было максимум качеств коллективизма. Если бы в ту эпоху всех воспитывали индивидуалистами и единоличниками, то невозможны бы были те достижения, которые принес этот период.

Мы можем констатировать, что время сильно изменилось, а модели воспитания остались прежними, что порождает слабые способности к адаптации. Сейчас обществу нужны творческие люди, хорошие управленцы, грамотные инженеры, ученые и программисты. Из-за того, что социальное устройство не соответствует современной реальности, общество перестало воспроизводить нужные кадры. Система воспитания плодит людей с ментальностью, полезной для времен, которые уже давно прошли, поэтому большинство людей не могут самореализоваться. Не могут не потому, что это в принципе невозможно, а потому, что они не могут повзрослеть.

Препятствия для самореализации находятся не во внешней среде, а в психике человека. Каждый человек рожден для того, чтобы заниматься своим делом, преобразовывать реальность вокруг себя. Поэтому всегда странно слышать от людей, утверждающих, что причина их неудач находится где-то вовне.

Если вы уже взрослый человек – бесполезно пенять на свое воспитание. Вы обладаете сознанием, рациональным мышлением, а значит, способны самостоятельно пересмотреть большую часть того, что в вас вложили в детстве. Нужно научиться отделать полезные и негативные установки вашего сознания. Например, только что мы рассмотрели одну из негативных установок, которую можно сформулировать такими фразами – «в этой жизни от меня ничего не зависит», «в моих проблемах виноваты родители».

Продолжим дальше знакомиться с природой человека. Теперь нужно рассмотреть механизмы психики, которые могут препятствовать вашему взрослению, избавлению от негативных установок и обретения большей внутренней свободы.

Следующая статья Механизмы психологической защиты.

Максим Васильченко,
психолог, графолог