Предыдущая статья Последствия блокировки воли к власти.

Попробуйте понаблюдать за поведением маленьких детей. Как они себя ведут? Они всегда делают то, что захотят: свободно выражают свои эмоции, дерутся друг с другим, легко могут отобрать понравившуюся игрушку. Для ребенка все это естественно – он свободно самовыражается и отстаивает свои права на обладание всем, что  захочет. Он еще не знает тех ограничений, которые приняты в обществе. Таким образом, каждый ребенок изначально обладает внутренней свободой. У него нет мыслей и ощущений, что что-то в этой жизни делать нельзя. Он не задумывается, как на него смотрят окружающие. В процессе социализации ребенок усваивает нормы принятые в обществе, что оказывает на его поведение определенное влияние, как положительное, так и отрицательное.

Несомненно, нормы и правила необходимы для жизни в обществе. Например, ходить голым не принято, и хорошо, что ребенок усваивает эту норму. Но помимо нужных для адаптации норм и правил ему, по описанным в предыдущих главах принципам, прививаются страхи, негативные установки, оценочная зависимость, что порождает общую неуверенность.

Напомним еще раз, как происходит формирование негативных установок. Ребенок совершает какое-то действие, и со стороны взрослого, чаще всего матери, следует какая-то эмоциональная реакция. Ребенок не понимает слов, он воспринимает только эмоции. Если реакция негативная, то ребенок усваивает, что сделал что-то плохое.  Он видит связь между своим поведением и проявлением любви матери. Так как внимание матери на этом этапе самое важное для ребенка,  он начинает вести себя таким образом, чтобы эта реакция не повторялась.

Здесь я говорю о том, что в процессе социализации вместе с пользой мы получаем  и определенный «вред».  Почему так происходит? Дело в том, что в детстве ребенок некритично усваиваем все то, что говорят взрослые, в первую очередь родители. Вместе с необходимыми для адаптации знаниями ребенок приобретает различные негативные убеждения по поводу себя и по поводу окружающего мира. Причем родители не обязательно что-то  внушают прямым текстом, ребенку все  ясно из их поведения и реакций. Например, часто можно наблюдать, как в транспорте ребенок пытается разговаривать с мамой, что-то ей рассказывает. В ответ он слышит – «Замолчи!» или «Не кричи!», мать, всем своим поведением показывает, что ей стыдно и неудобно за слишком шумное поведение своего ребенка. При этом ребенку не разъясняют, почему нельзя разговаривать громко или почему вообще нельзя говорить в этой ситуации. Ему это не ясно! И какой он делает вывод? При частом повторении таких ситуаций и последующих запретах без объяснений причин, ребенок делает вывод –  «Я глупый», так как матери за меня стыдно. Формируется установка – «Высказывать свои мысли  и чувства на людях нельзя». Так рождаются иррациональные убеждения по поводу себя. Подобные мысли переходят в бессознательное и воспринимаются, как факт и в дальнейшей жизни человек думает и действует исходя из  этих представлений о себе.

Человек с детства начинает принимать, что в нем что-то не так.  Если ребенок усваивает что в нем, что-то не так, он перестает доверять своим чувствам, в меньшей степени полагается на свою интуицию. Он опасается высказывать свои мысли вслух, чтоб не обнаружить свою глупость. Он перестает ориентироваться на себя и начинает слушать, что говорят другие, смотреть, как поступают другие. Он утрачивает инициативу, делает только то, как велят другие.

Именно, ваши установки, убеждения, определяют большую часть всех действий! Вы действуете, общаетесь, реагируете на события в соответствии со сложившимися у вас в процессе жизненного опыта и воспитания установками. Ваши родители,  ваше окружение  вложили в вас все эти представления. К сожалению,  родители не всегда задумывались о том, как их понимает ребенок, не все имеют хорошее педагогическое образование, их никто не учил, как воспитывать детей. Они также усваивали от своих родителей массу запретов, и просто механически передали их. Вам предстоит разорвать эту цепочку.

Дело в том, что ваши представления о себе и об окружающем мире не всегда верны и не всегда полезны для Вас лично. Вы взрослый человек и должны взять свои мысли и чувства под сознательный контроль. Необходимо подвергнуть критике ваше представление о жизни, об окружающих, о себе.

Например, у вас могло сложиться убеждение, что вы очень скучный человек, с вами не о чем пообщаться, что не можете поддержать беседу, заинтересовать какой-либо темой, так как вы рядовой, заурядный человек. Это убеждение сидит в вас – исходя из него вы и действуете. Именно эта установка является причиной того, что ваши отношения не складываются. Поэтому  вы бездействуете, избегаете контактов, не проявляете инициативу. Мысль заговорить с незнакомым человеком вызывает страх, вы мучаетесь ревностью, вам трудно выражать свои эмоции, трудно творить, самовыражаться.

Существует множество подобных негативных установок относительно себя. Например: «я не красивый», «я зануда», «я застенчивый», «я стеснительный», «я глупый». У вас могут быть мнимые физические недостатки, которые также служат причиной ваших комплексов. Вы боитесь заговорить, познакомиться потому что люди увидят ваши недостатки – некрасивый нос, лопоухость, низкий рост, слишком высокий рост.

Также есть множество подобных заблуждений относительно окружающих людей. Например: «все люди злые, завистливые», «меня никто не способен оценить по достоинству», «люди глупые» «меня окружают одни дураки», «женщинам нужны только деньги», «все хорошие парни (девушки) уже заняты», «всем девушкам нравятся накачанные парни».

Установки – это фильтр восприятия. В психологии известно, что восприятие человека всегда выборочно. Человек видит и слышит в основном только то, что уже есть в его картине мира. Если в вашей картине мира есть установка, что без влиятельных родственников невозможно пробиться в жизни, то вы будете замечать факты, которые подтверждают эту мысль и игнорировать все, что ей противоречит. Если вы считаете, свою внешность как уродливую, то вы неизбежно испытывает трудности в общении. Вы бессознательно все время стремитесь подтвердить свои убеждения. Любую неудачу вы интерпретируете своими мнимыми уродствами и недостатками.

Все что вас сдерживает от активных действий для того, чтобы что-то поменять в своей жизни можно объяснить действием негативных установок. У каждого человека свой набор, который блокирует активность, но есть множество тех, которые присущи практически каждому. Тому как выявлять свои негативные установки будет посвящен отдельный тренинг, который вы сможете выполнить самостоятельно.

Сейчас необходимо разобрать некоторые мысли, которые могли возникнуть у вас в процессе чтения. Мы так много говорили о влиянии родителей на нашу жизнь, что у многих людей начинает появляться желание переложить на них всю ответственность за свое будущее и объяснить все свои неудачи недостатками воспитания. К сожалению, у вас ничего не получится.

Следующая статья Привычка обвинять родителей.

Максим Васильченко,
психолог, графолог