Наблюдения из графологической практики. Выпускники школ и университетов обращаются с запросом — «Не знаю, чем заниматься. Мне ничего не нравится». Это распространенная проблема, но причины у нее разные. Хочу рассказать об одной из встречающихся, но не очевидных.

Причина в большинстве случаев связана с тем, что молодой человек ничем не пробовал заниматься. Естественно, что только через рассуждения трудно определиться с направлением.

Но то, что человек с 16 до 21 года не испытал себя ни в одном деле, само по себе странно, потому что есть энергия, желание что-то купить и мало денег. Это обычно заставляет задуматься о подработке, где есть возможность попробовать себя в простых ролях — понять, что нравится и что точно не нравится. Если желания поработать не возникало, если опыт не оставил никакого следа, то причина может крыться в эмоциональной сфере.

Трудности с пониманием «нравится — не нравится» бывают связаны с общей эмоциональной закрытостью. Это означает не только то, что человек не выражает эмоции, но и то, что человек их не понимает — ни положительные, ни отрицательные. Для него все окрашено в серые тона, ничего не вызывает отклика.

А эмоция — это как раз ориентир, который выполняет управляющую функцию. Отрицательные эмоции уводят от состояния неудовольствия. Положительные эмоции ведут к тем сферам в жизни, где нравится процесс и результат. Так мы постепенно движемся в правильном направлении. А если все безразлично, то нет ориентиров, не хочется примерять на себя новые роли.

Неумение выражать и понимать чувства, связано со страхом проявления индивидуальности. Необходимо работать над самопринятием и уверенностью в себе; учиться осознавать эмоции и быть более спонтанным.

Так что, непонимание — чем заниматься в жизни — не всегда связано только с неопытностью и не информированностью по поводу существующих профессий. В некоторых случаях это сигнал о том, чтобы задуматься о психологических причинах трудностей выбора.

Максим Васильченко,
психолог, графолог

[product2]