humanscan@yandex.ru

Пишите письма и задавайте вопросы

24. Психология в индустриальном обществе

Предыдущая статья Психология человека в традиционном обществе.

В процессе развития традиционной экономики с ростом технологичности труда начало образовываться новая экономика – индустриальная. Это было связано с переходом от ручного труда –  к механизированному. Благодаря научно-техническому прогрессу постоянно происходило постоянное развитие и усложнение машин. Был изобретен паровой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, конвейер, развивалась электрика, были построены сети железных дорог.  Производство стало массовым, а изделия, изготавливаемые в промышленности, должны были отвечать определенным стандартам. Индустриализация сопровождалась повышением производительности, благодаря разделению труда, развитием систем управления, ростом качества жизни, высокой урбанизацией. Количество людей занятых в сельском хозяйстве резко упало.

Сложные машины требовали правильного использования и ремонта. Образовалась потребность в квалифицированных работниках.  Работник завода или фабрики должен был обладать определенными качествами: пунктуальностью, послушанию, способности к монотонному труду. Выяснилось, что бывшие крестьяне и ремесленники были совершенно не приспособлены для жизни в индустриальную эпоху. Готовить к труду на производстве, приучать к дисциплине необходимо было с самого раннего детства.

Эта потребность привела к значительным преобразованиям в общественной жизни. Таким образом, необходимость индустриализации привела к созданию современной системы массового образования. Нужны были люди с некоторым уровнем знаний и дисциплины – под эту цель начали создаваться вся система обучения. Под нужды индустриально экономики стали создаваться школы с техническим уклоном. Сама школа была построена по фабричной модели – на уроках дети должны были выполнять однообразные задания в строгой привязке ко времени. Школа учила беспрекословно выполнять все указания. После школы человек шел в профессионально-техническое училище и получал специальность. Большинство людей после обучения шли работать на завод. Некоторые продолжали образование в институтах, которые работали на дальнейшее усовершенствование технологий.

Для того, чтобы человек был способен трудиться на заводе весь день и не беспокоиться о хлебе насущном, ему выдавали зарплату. Для того, чтобы он не беспокоился о будущем ему была гарантирована пенсия. Для того, чтобы поддерживать его трудоспособность создавалась система здравоохранения. Для того чтобы было где оставить детей, создавали ясли и детские сады.

Изменилась и сама модель семьи. Раньше в одной семье жило несколько поколений родственников, которые заботились друг о друге, вместе трудились. В традиционном обществе большие семьи были привязаны к земле, с которой кормились. Индустриальная эпоха требовала появления нового типа семей. Средства для жизни теперь добывались работой на заводах и фабриках, которые могли быть вдали от места проживания. Нужен был мобильный тип семьи, готовый к переезду  для работы в другой город. Так сформировалась современная нуклеарная семья – когда вместе проживают только родители и несколько детей. Социальные функции, которые раньше распределялись между членами большой семьи перешли к социальным институтам (детские сады, школы, больницы, дома престарелых)

Принципиально меняется человеческое мышление: уменьшается роль антропоморфных образов, человек перестает считать себя частью природы, начиная противопоставлять себя окружающему миру. Как мышление, так и язык приобретают все более абстрактный характер, усложняя мир сознания человека, тем самым отодвигая от него реальный мир. Этому способствует развивающаяся наука, рассматривающая природу, общество и человека как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени господствовала картина мира-механизма, законы которого можно изучать и использовать на благо человека и общества. В индустриальном обществе и культуре широко распространена вера в прогресс, особенно научный.

Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование демократического государства, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека, что закреплено в соответствующих политических и юридических документах.

Индустриальному обществу присущи и глубокие противоречия. Серьезнейшей проблемой становится отчуждение человека от средств и продуктов производства, что лишает труд былой привлекательности. Своего апогея этот процесс достигает в конвейерном производстве, где рабочий вынужден выполнять одну и ту же операцию весь рабочий день. Из сферы производства отношения отчуждения распространяются на социальные нормы и межличностные отношения, ярко выражаются в господстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Чувство беспомощности и зависимости, возникающее при этом у человека, становится причиной отклоняющегося поведения.

Следует отметить различия жизни людей в индустриальную эпоху в коммунистическом обществе и капиталистическом. Процесс индустриализации для наших предков проходил в СССР, и это накладывало значительные отличия в культуре и психологии людей. В советских людях культивировалась ценность коллективизма. В капиталистических обществах формировались другие специфические культурные ценности. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге породило характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. В СССР эти качества подавлялись всеми доступными средствами, поэтому ценности индустриальной экономики у людей начали проявляться только с началом распада социалистического государства. По сути, с огромным запозданием, когда в развитых странах начало формироваться новое общество – постиндустриальное.

Следующая статья Психология человека в постиндустриальном обществе.