Многие люди понимают, что система образования в России отстает от реальности, но не все представляют, как это отражается на содержании обучения. В статье приведу пример устаревшей программы в которой составители обязаны были учесть контекст современности, но не смогли. Эта тема близка мне, потому что занимаюсь психодиагностикой для профориентации и сталкиваюсь тем, что люди не понимают, как и в каких современных сферах искать самореализации.

Важно понимать, что изначально система образования создавалась в контексте индустриализации. И цель всех общественных институтов состояла в обслуживании этого процесса:

  • бесплатное образование готовило кадры для нужд индустриализации;
  • система профориентации, чтобы направлять людей в профессии, где был дефицит кадров;
  • бесплатная медицина для восстановления работоспособности;
  • система социального обеспечения, чтобы решать вопросы людей и не отрывать их от производства;
  • пенсионная система, чтобы работники предприятий не переживали о будущем. 

Это был определяющий процесс, в котором было задействовано большинство людей. К 1975 году численность персонала в промышленности составляла 34 млн человек. Все элементы общества были сформированы для главной цели — обеспечение роста индустриального производства. Содержание образовательных программ определялось потребностями экономики того времени.

В мире произошел переход в постиндустриализм, а государственное образование до сих пор не перестроилось. Технологии способны полностью автоматизировать процессы производства любых материальных объектов. В России практически не осталось промышленности, поэтому во многом, что было создано для нужд экономики СССР, нет необходимости. Именно поэтому так быстро разрушаются все старые общественные институты. Бесплатное государственное образование давно потеряло качество и приносит больше вреда, чем пользы.

Вред заключается в трате времени на получение «корочки», и в знаниях, формирующих у молодежи ложные представления о мире, в котором предстоит жить. Вот пример программы, содержание которой по идее должно наиболее полно раскрывать произошедшие изменения в экономике, но на самом деле вообще не учитывает специфику нового времени. В 2019 году в МГУ в общеобразовательной программе «Общая психология» в дисциплине «Психология труда, инженерная психология» — 5 из 12 тем посвящены психологии оператора.

Акцент на этой теме показывает, насколько программа устаревшая. Операторов на производстве было много 50 лет назад. Сейчас они тоже есть, но их количество ничтожно мало. Раньше автомобильный завод был градообразующим предприятием (АвтоВАЗ в Тольятти). Посмотрите, как выглядит современный завод сегодня:

Да, операторы нужны, человек 20 на огромный завод. Адекватно ли в ведущем вузе страны половину курса по психологии труда посвящать психологии оператора? Правда в том, что люди, которые писали программу, на самом деле не понимают, что происходит в мире. Если в главном высшем учебном заведении страны переписывают наработки СССР, то и от выпускников нечего ожидать. После МГУ молодые люди также находятся в растерянности из-за непонимания, что делать дальше.

Обозначим еще один явный недостаток содержания образования по многим специальностям, который делает любого выпускника не адаптивным к реальной жизни.

В индустриальном обществе государство брало на себя заботу о большинстве потребностей трудящихся, — вводило бесплатные социальные услуги, пользующиеся спросом. Отличие от сегодняшнего дня — тогда клиенты сами приходили в государственные службы, потому что не было выбора, и потому, что присутствовало некоторое доверие к системе. В профессиональных и высших учебных заведениях людей готовили для работы в государственных учреждениях, где поток клиентов налажен самой системой. Поэтому в программах обучения ничего не было о продвижении своих услуг, о рекламе и маркетинге. Россия уже 30 лет живет при капитализме, но в учебных заведениях все еще учат так, как будто клиенты придут сами.

До сих пор есть государственные учреждения, но они проигрывают конкуренцию коммерческим организациям и частным специалистам, люди не идут туда из-за низкого качества услуг и отсутствия клиентоориентированности. Финансирование государственных служб снижается каждый год, а зарплата не зависит от нагрузки. Специалист, который уверен в своей квалификации и не боится конкуренции, не станет работать за маленькую государственную зарплату, если на рынке его услуги стоят в разы дороже. Поэтому все, кто может, уходят в частную практику и коммерческие структуры.

Если вы собираетесь учиться, уже учитесь или вам предстоит заботиться об образовании детей, запомните, что вера в то, что государственное образование полностью подготовит к жизни — это риск через 4-5 лет после выпуска оказаться перед фактом, что ничего не умеете в жизни. Таким образом,  потеряете самое продуктивное время для обучения и получения опыта. Вам придется искать места, где учиться чему-то реальному, чтобы наверстать отставание. В некоторых сферах можно опоздать навсегда. Поэтому начинайте искать полезные знания с 1 курса, а лучше со старших классов. 

Так как я занимаюсь профориентацией, не могу не обратить ваше внимание, что важно не только думать о том, кем вы хотите стать, но и кем способны стать. Потому что дело выбирают по природным склонностям, с учетом темперамента и тонких индивидуальных особенностей. Иначе, какая бы перспективная и денежная работа ни была, будете показывать низкие результаты и чувствовать себя несчастным.

Чтобы узнать себя приглашаю ко мне в блог и на консультацию.

[product2]