Есть удивительный вариант прокрастинации, который возникает, когда человеку нужно срочно добиться результата, но он впадает в состояние растерянности, из-за которого не может сдвинуться с места. Человек ощущает огромное желание что-то изменить в жизни, действовать и достигать результатов. Его будто одновременно тянет во все стороны, поэтому равнодействующая этих сил равна нулю — он остается на месте. И так повторяется изо дня в день.

Порочный круг выглядит так: человек начинает торопиться, действует рывками и постоянно прыгает с одной мысли на другую. От спешки он быстро устает. Чтобы отдохнуть, переключается на простые или бессмысленные действия. Когда «батарейка» немного восстанавливается, в голову снова лезут мысли о растраченном впустую времени. Так как сегодняшний день уже упущен, он планирует заняться делами завтра. На следующий день всё повторяется.

Давайте рассмотрим, какие психологические механизмы  приводят к непродуктивности такого вида.

На поведение человека оказывают влияние его установки, которые выражаются в правилах, предположениях, способах оценки себя, людей и окружающего мира. Эти установки он усваивает через жизненный опыт, воспитание, травматические ситуации. Зачастую ребенок начинает придерживаться этих принципов, потому что они помогают адаптироваться в семейной системе или в среде сверстников. Затем, уже взрослый, он автоматически использует эти правила в других жизненных ситуациях.

Например, Маша уверена, что всё надо делать быстро, и она считает, что окружающие именно этого от неё ждут. Поэтому, когда на почту приходит письмо от коллеги, она бросает дело и сразу отвечает. Ей страшно, что своей медлительностью доставит кому-то неудобства. Требование скорости распространяется и на другие действия: она быстро говорит, быстро ходит по улице, быстро делает домашние дела на выходных.

У Маши не возникало проблем при выполнении знакомой и привычной работы. Но когда ей поручили делать новый проект, она вдруг стала впадать в ступор. Каждый день заглядывала в план и паниковала от того, сколько всего нужно успеть. Берясь за одно дело, параллельно начинала думать о другом, которое казалось более срочным. Поэтому переключалась на него.

В то же время коллеги постоянно задавали вопросы по старым обязанностям, и она с удовольствием их консультировала. Когда пришло время показывать результаты по проекту за месяц, она не смогла показать ничего, кроме громоздкого плана. Через месяц результаты снова оказались практически нулевыми. Тогда руководство передало проект другому сотруднику, а её вернули к прежним обязанностям. Из-за этой ситуации она впала в депрессию.

Я спросил Машу:

— Почему нужно делать всё быстро?

— Потому что меня ждут люди.

— Что будет, если им придётся подождать?

— Они начнут раздражаться на меня, возможно, будет неприятный разговор.

— К чему приведёт этот разговор?

— К тому, что мне перестанут доверять и больше не будут обращаться.

Оказалось, что Маша боится отвержения за медлительность. В детстве она была флегматичным ребёнком, из-за чего к ней придирались родители и учителя. Она не успевала решать контрольные, хотя всё знала. Дома она замечала, что родители часто сомневались, что она справится с поручением, поэтому чаще обращались к её старшей сестре. Чтобы избежать недоверия и пренебрежительного отношения, она выработала правило, что нужно делать всё быстро.

Мы продолжили диалог:

— Как думаешь, почему руководство решило забрать у тебя проект?

— Потому что я не справилась.

— Почему ты не справилась?

— Потому что торопилась и беспокоилась, что не успею. Из-за тревоги не могла сфокусироваться на том, что нужно делать. На самом деле я знаю всё по проекту.

Именно привычка торопиться помешала ей достичь результатов. Часто спешка связана со страхом несоответствия внешним или внутренним требованиям. Однако эти требования существуют только в сознании человека, а в реальности их либо нет, либо есть только в определённых ситуациях.

Маша начала искать доказательства того, что люди от неё требуют. Например, она стала уточнять, срочный ли вопрос, с которым к ней обращаются. Так она узнала, что большинство людей не ожидают быстрого исполнения. Потом она заметила двух медлительных коллег. С удивлением обнаружила, что окружающие спокойно воспринимают их размеренный темп и не критикуют за низкую скорость. Наоборот, таких коллег хвалили за основательность и глубину погружения при решении задач.

Постепенно Маша сформулировала более адаптивное убеждение: «Дело считается срочным только, если об этом сообщают прямо. Свои дела я делаю в комфортном темпе. Сделать медленно и основательно лучше, чем быстро и небрежно. Мой размеренный темп не влияет на отношение ко мне коллег. За счёт медленного и вдумчивого исполнения можно заслужить больше доверия от коллег и руководства».

В этом примере мы видим, как правило, которое спасало в детстве, начинает мешать во взрослом возрасте. Такое очень часто происходит в жизни, если не замечать и не пересматривать свои установки.

Я помогаю людям справляться с прокрастинацией, используя методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Последние 1,5 года исследую механизмы, которые приводят к откладыванию важных дел или делают человека малопродуктивным. За это время накопил достаточно много знаний о методах работы с такими случаями. Поэтому в ближайшее время буду больше писать на эту тему.

Если вы сталкиваетесь с похожими проблемами, приглашаю вас на установочную встречу, на которой мы разберём особенности вашего случая. Кроме этого, мы сформулируем чёткий образ цели и понятные критерии, по которым можно будет отслеживать ваш прогресс в повышении эффективности и избавлении от прокрастинации.

Одно из преимуществ КПТ — фокус на решении конкретных задач, что делает терапию относительно короткой. В большинстве случаев для работы над одной проблемой требуется от 5 до 20 сессий. Цель терапии — дать вам навыки, при помощи которых вы сможете самостоятельно справляться с приступами прокрастинации в любых других ситуациях.

Если вы хотите стать тем, кто спокойно, без лишней суеты и энергозатрат воплощает задуманное, приходите на установочную сессию. Для записи отправьте слово «прокрастинация» в личные сообщения Telegram @maksim_vasil4enko.

Максим Васильченко,
психолог, графолог