Предыдущая статья Взгляд культуры на инстинкт власти.

Наблюдая за детьми, мы видим их бесконечную энергичность и непрерывный поток инициативы. Ребенок все время стремится контактировать с людьми, познавать мир, учиться чему-то новому. Как же получается, что сначала человек обладает огромной жизненной энергетикой, а  потом, повзрослев, вдруг ложиться на диван, включает сериал и начинает вести пассивный образ жизни? Пенять на возраст – не получится. Люди только к 30-ти годам достигают пика физического и умственного развития, а в спячку многие впадают лет с 15-16-ти. Все дело в социальной среде и воспитании. Детей воспитывают несамостоятельными – подавляют их волю с самых ранних лет. Из детства приходят все проблемы с самооценкой своих способностей.

Давайте рассмотрим, как модель воспитания влияет на развитие ребенка в разные периоды взросления.

Самостоятельность не прививается детям из семей, в которых по отношению к ним родители проявляют гиперопеку. Ребенок, за которого в период развития автономности (от 1,5 до 3-4 лет) все делают родители (умывают, одевают, кормят с ложки),  не получает должного опыта и становиться зависимым от родителей и от любого внешнего влияния. В ребенке развивается стыдливость, сомнения в себе, приниженность, слабоволие.

В  период от 4 до 6 лет формируется сознательная инициатива. Некоторые родители, путем многократных упреков в ошибках, внушают своим детям, что они ни на что не способны. Если ребенку в детстве часто повторяют, что он глупый и бесполезный, то со временем он принимает это как факт – формируется негативная установка на свои возможности. Он становится неспособным мыслить и действовать самостоятельно. Если за каждой инициативной маленького ребенка следует отрицательный стимул, у него очень быстро пропадает желание что-то предпринимать самому.

Родители прибегают к такой воспитательной мере, как сравнение своего ребенка с другими детьми. Мама  или папа постоянно подчеркивают, что мальчик из соседнего двора хороший, – шнурки завязывать умеет, пятерки в школе получает, – а ты ничего не умеешь. Такое сравнение не стимулирует, а, напротив, приводит к утрате веры в  себя и приучает ребенка всегда сравнивать себя с другими, обычно не в свою пользу. Таким образом, его обучают всегда ставить себя ниже других.

Часто дети сталкиваются с агрессией со стороны родителей и учителей, которая формируют рабскую пассивность. Такие люди вырастают и становятся «полноценными» членами общества, готовым подчиниться любому человеку чуть более уверенному в себе. Вообще, характер общения в семье определяет начальный прогресс ребенка. Если в семье натянутые отношения, сопровождаемые скандалами и склоками, то развитие ребенка затормаживается.

В десятилетнем возрасте мальчики начинают чаще драться и перестают слушаться родителей. Это вызвано проявлением естественной для этого возраста тяги к телесному контакту и доминированию. Родители же внушают ребенку, что драться – нехорошо. У детей в этом возрасте другие понятия. В их представлении, тот, кто не дерется – трус, и поэтому требования родителей они считают придирками и не придают им значения. На самом деле в драках часто рождается дружба и товарищество, так как становится ясно, кто есть кто. Для детей это естественная потребность – они не боятся контактов, не боятся отстаивать свои интересы силой. В норме у ребенка из опыта драк формируется азарт от любой предстоящей битвы. Ребенок в процессе социализации сам поймет, что не все можно решать кулаками и перейдет к другим методам. Но опыт ввязывания в борьбу за свои интересы дает преимущества в дальнейшей жизни.

Если родители пресекают драки и лишают ценного опыта противостояния, то ребенок в будущем испытывает страх перед избиением. Он становится труслив и всегда когда пахнет дракой в прямом и переносном смысле, заранее идет на уступки.

В 11-12 лет в ребенке нарастает дух противоречия. Подросток становится более импульсивным и нередко вступает в конфликты со сверстниками. У него меняется отношение к авторитарному поведению взрослых. Теперь он требует обоснования указаний родителей.  Если родители используют прямой нажим и требуют беспрекословного повиновения, то у детей пропадает желание общаться с ними, ребенок становится лживым и замкнутым. Это способствует формированию забитого, подавленного и неуверенного в своих силах человека.

В 12 -14 лет у подростков происходят значительные физиологические изменения, сопровождаемые гормональными перестройками. Они приобретают положительное отношение к миру, начинают следить за своей внешностью и интересоваться противоположным полом. Происходит интенсивное развитие памяти, логики и мышления. Возрастает желание автономии, усиливается влияние сверстников. Формируется негативизм по отношению к взрослым, авторитет родителей в решении любых жизненных вопросов падает до минимума. Это период формирования способности к саморегуляции. Внутри личности образуется источник, который дает силы для преодоления препятствий внешней среды. Развивается свобода и ответственность, собственное мировоззрение.

В 14-15 лет подростки начинают оглядываться вокруг и задумываться над значением жизни. Стремление к самостоятельности достигает своего максимума. Молодой человек становится экспансивен, энергичен, общителен и уверен в себе. Если бы подростки жили в естественной природе, то в этот период они бы покидали семью, сбивались в банды и начинали самостоятельную жизнь.

Вышеперечисленные качества формируются, если не мешать естественному развитию человека. Но родители обычно воспитывают детей в условиях строгих запретов и наказаний, начиная с самого раннего возраста, чем замедляют процесс взросления. В результате у человека затягивается период инфантильного поведения и способа мышления. К 17-18 годам накапливается множество страхов, негативных установок. Воля человека подавлена и он абсолютно не готов к взрослой жизни. Доходит до того, что уже, казалось бы, зрелый человек подвержен влиянию любых авторитетов, и вообще не в состоянии сделать что-то самостоятельно.

Мы видим, что воспитание не дает человеку осознать, что он вообще на что-то способен в этой жизни. В предыдущей статье мы рассмотрели запрет на насилие как самый сильный тормоз проявлении волки к власти. Здесь мы видим, что человек с самого детства подвержен психологическому и физическому насилию со стороны взрослых и институтов общества. То есть человек привыкает к позиции жертвы с пеленок. С таким негативным опытом трудно представить себе какие-то социальные достижения, но кто-то же все-таки пробивается.

Врожденный потенциал у всех разный – не каждый от природы готов к высоким достижениям. Человек с низкой врожденной энергетикой с заблокированным инстинктом власти вообще ни к чему не стремиться, удовлетворяются только примитивными потребностями. Никаких желаний, сверх физиологических не возникает. Это идеальный раб, способный только на исполнение чужой воли.

Если же уровень жизненной энергетики, высокий, и есть предрасположенность к высоким амбициям, то более сильный врожденный инстинкт власти, стремление влиять на окружающую среду пробиваются через ограничения воспитания. Воля к власти осознается слабо и обычно проявляется только в виде мечтаний и фантазий о подвигах и достижениях. Если такие желания доходят до сознания, то все равно возникают трудности с их осуществлением. Для реализации своих желаний всегда нужно совершать какие-то действия, и оказывается, что некоторые необходимые  шаги сделать не получается, так как человек натыкается на внутренние барьеры, навязанные воспитанием. Мешает низкая самооценка и отсутствие жизненного опыта. Молодой человек все-время топчется на месте. Опять же,  может помешать элементарное неумение договариваться с людьми и отстаивать свои интересы. Например, возникают мысли начать свое дело, а для этого нужно активно продвигать себя и своей продукт, выступать пред людьми. Но как это сделать, если человек с трудом идет на контакт и уступает при малейшем нажиме? Если есть разные социальные страхи, то они будут неизбежно мешать продвигаться вперед.

Так как человек все же социальное животное, ему необходимо уметь жить в обществе. Желания, которые исходят из базовых инстинктов, мы можем удовлетворить только в обществе и только через общество. Цели достигаются при взаимодействии с людьми. По-другому никак не получится. Блокировки сексуального и властного инстинкта превращают человека в вечно сомневающееся и робеющее существо. Более подробно о последствиях блокировки инстинкта власти в следующей статье.

Следующая статья Последствия блокировки инстинкта власти.

Максим Васильченко,
психолог, графолог