В прошлом году мне позвонила девушка, чтобы предложить сотрудничество. Она и её партнёр разрабатывали для людей красивые подписи. Эта девушка — профессиональный каллиграф — отвечала за творческую часть. Графолог нужен был, чтобы помимо визуальной части, включать в подпись психологический смысл. Например, чтобы подпись отражала уверенность и перфекционизм клиента.

Проект показался очень интересным. Обсуждая детали, я понял, что совместная работа не получится, потому что мое подключение усложнило бы и удорожило бы процесс. У меня, как у графолога более «сложный» взгляд на подпись, поэтому с каллиграфом всегда были бы разногласия.

Дело в том, что подпись сама по себе ничего не говорит о человеке. По ней возможно сделать много важных выводов, но только если сопоставить автограф с почерком. Профессиональный графолог не будет анализировать подпись без образца написанного по правилам подачи. Соответственно, если мы придумываем подпись, не видя как человек пишет, то мы создаём маску. Сейчас расскажу, почему.

Подпись отражает образ, имидж, который человек сознательно или бессознательно показывает обществу. Это одновременно говорит и о том, как человек относится к себе, и об ожидаемом отношении окружающих, и о желаемом образе в глазах наблюдателей. Получается, что подпись может быть похожа на почерк, а может кардинально отличаться. Именно по этим отличиям графолог делает выводы. Например, почерк гирляндный, а подпись аркадная — один вывод. Почерк быстрый, а подпись медленная — второй вывод. Почерк мелкий, а подпись крупная — третий вывод.

Самый простой пример. Подпись больше размера букв в тексте говорит о здоровой уверенности в себе (при отсутствии других «ухудшающих» признаков). А слишком большая подпись показывает желание скрыть свои слабости через демонстрацию уверенности в себе. Кроме размера анализируются различия подписи и текста: по форме, расположению, скорости, наклону, нажиму, а также по специфическим для подписей признакам.

Всё это значит, что подпись может быть какой угодно красивой, но она должна сочетаться с текстом, исполняться соответствующим характеру и привычным движением. Вообще это очевидно, ведь человеку, который пишет с преобладанием углов, тяжелее будет изобразить гирлянды в подписи. К сожалению, часто вижу, что предлагаемая каллиграфами подпись не соответствует динамическому стереотипу письма, клиенту трудно ее повторить. Ребята выходят из положения, предлагая учиться выписывать новую подпись по трафаретам. Однако это тоже не спасает, наверное поэтому они редко публикуют реальные примеры исполнения.

Сразу скажу, что не против такой услуги. Это очень интересная тема и я удивился, когда узнал что на неё есть спрос. Кстати, не я один. В прошлом году они привлекли много внимания и хорошо раскрутились.

Красивая и сочетающаяся с текстом подпись действительно влияет на самовосприятие. Продумывать имидж очень важно, так как он транслирует окружающим — кто вы по самоощущению, чем занимаетесь в жизни и как следует к вам относиться. Но имидж и подпись должны соответствовать внутренней сущности или быть немного преувеличенными. Уверенность будет «дорастать» до той, что человек транслирует в самопрезентации.

Значительное различие почерка и подписи говорит о внутреннем конфликте, недовольстве собой и желании скрыть это от окружающих, а самое главное — от себя. Гипертрофированная красота подписи говорит о социальной маске и компенсатором раздутии эго. Человек живёт самообманом, преувеличивает достижения, не видит себя таким, какой есть, но ожидает только самого лучшего отношения. Со временем это несоответствие заметят и человека ждёт разочарование.

Далее смотрите примеры соответствия и несоответствия внешнего и внутреннего, отраженные в подписи и почерке.

Максим Васильченко,
графолог