В жизни каждого человека встречаются ситуации, когда близкие и дорогие им люди их покидают, не важно вызвано ли это смертью или разрывом отношений, каждый человек переживает это как горе и утрату. Я хочу рассказать о некоторых психологических сторонах этой ситуации, в случае интереса к этой теме предложу информацию о критических периодах этого времени, описание десяти стадий горя и способов справляться с ними. Также окажу помощь и отвечу на любые интересующие вопросы тем, кто обратится в частном порядке

Определения

Горе. Сильные эмоции, переживаемые человеком, когда он лишается близкого, любимого человека в результате его смерти. Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе — процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

Тяжелая утрата. Описывает событие потери, т.е. саму смерть.

Траур. Публичное выражение утраты; обычно длится с момента извещения о смерти до момента погребения. Сопровождается траур различными ритуальными действиями согласно духовным и культурным традициям.

Типичные симптомы горя (нормальные)

  • Нарушение сна.
  • Анорексия — резкая, значительная потеря или приобретение веса.
  • Раздражимость.
  • Сложности с концентрацией внимания.
  • Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д.
  • Подавленность.
  • Апатия и отчуждение; уединенность.
  • Плач.
  • Самобичевание.
  • Суицидальные мысли.
  • Соматические симптомы
  • Чувство усталости.
  • Применение медикаментов (снотворных и/или успокоительных).
  • Галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия.

Нетипичные симптомы (патологические)

  • Затянувшиеся переживания горя (несколько лет).
  • Задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2 и более недель).
  • Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания.
  • Появление болезней психосоматического характера, таких как, язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности, приступы удушья и т.д.
  • Ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший.
  • Сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты.
  • Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах.
  • Не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни.
  • Устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность.
  • Слабовыраженные эмоции; неспособность эмоционально чувствовать.
  • Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов.
  • Изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражимость, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая уединенность.
  • Разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить.

Клише, которых стоит избегать

«На все воля божья». Не настолько всеведущ человек, чтобы определять волю божью, к тому же большинству людей это ни к чему. Такое заявление рисует бога как некую жестокую и порочную силу, отнимающую человека от его любимых без всякого разбора.

«Мне знакомы Ваши чувства». Каждый человек уникален, и каждое взаимоотношение единственное в мире. Мы не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пережить его чувства.

«Уже прошло три недели с его/ее смерти. Вы еще не успокоились?» Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Принято считать, что переживание горя может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.

«Благодарите бога, что у вас есть еще дети (ребенок).» Даже если в семье есть еще дети, родители тяжело переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а просто отражает потерю того конкретного взаимоотношения.

«Бог выбирает лучших». Это означает, что все живущие на земле, включая и этого конкретного человека, не столь хороши в глазах бога. И опять-таки бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким.

«Извините». Это очень распространенная автоматическая реакция на сообщение о чьей-то смерти. Мы просим прощения за то, что жизнь закончена, что люди переживают горе, за то, что нам напомнили о том, что все мы смертны. Однако, для человека, переживающего утрату близкого, эти слова требуют ответа, который прозвучал бы неуместно. Что можем мы сказать в ответ на «извините», «благодарю», «все в порядке», «понимаю»? В этой ситуации нет адекватного ответа, и когда человек снова и снова слышит «извините», эти слова быстро становятся пустыми и бессмысленными.

«Вы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа) и др…» Страдающему человеку нет необходимости быть сильным, ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам.

Чего хотят от нас люди, перенесшие утрату

«Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшем. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока они перестанут пугать их и оставят их в покое и тогда они смогут оплакивать свою потерю.

«Спросите меня о нем/ней». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение, как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он/она был похож?», «Есть ли у Вас фотография?», «Что он/она любил делать?», «Какие Ваши самые приятные воспоминания связаны с ним/ней?», «Что Вас сводило с ума?» Это только несколько вопросов, задав которые мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни.

«Поддержите меня и позвольте мне выплакаться». Нет большего подарка, который мы можем подарить убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение — это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку; что не мешает нам по меньшей мере предложить ее.

«Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь и сейчас». Нам не нужно знать где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине. Используйте это время для восстановления собственных сил в молитве или медитации.